1 сентября, в Кузбассе начинает действовать новый размер платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ).
Новокузнечане часто задают вопрос: почему в Новокузнецке и Кемерове с сентября размер платы граждан за ЖКУ повышают на 15 процентов, хотя утвержденный правительством для Кузбасса предельный индекс составляет 4,9 процента? Горожане видят в это несправедливость и нарушение их прав.
Но сначала стоит разобраться, как вообще в Кемеровской области происходит изменение размера платы потребителей за ЖКУ.
Применять здесь термин "тариф" будет неверно. Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса, например, кубометра воды и твердых коммунальных отходов, киловатта электроэнергии или гигакалории тепловой энергии.
Что включается в тариф при его расчете?
В сферах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, ТКО тарифы устанавливаются на основании всех экономически обоснованных расходов организации, производящей ресурс, и расчетного объема реализации коммунального ресурса – его количества, запланированного к поставке потребителям в определенный отрезок времени.
В Новокузнецке действует один оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, но холодную воду разным могут потребителям могут доставлять разные поставщики – так же, как тепловую энергию и горячую воду: например, в городе три ТЭЦ и несколько котельных. Стоимость производства коммунального ресурса у каждой организации разная, соответственно, различаются и установленные тарифы на один и тот же ресурс.
Различна и структура затрат.
Например, в услуге теплоснабжения только расходы на топливо составляют около 35 процентов, на налоги - 25 процентов, на ремонты – 10 процентов, на электроэнергию – 5 процентов. Плюс заработная плата со всеми отчислениями и прочие расходы. Закономерно, что с ростом стоимости топлива растут и расходы теплоснабжающей организации и, соответственно, тариф на конечный продукт.
Но тарифы на коммунальные ресурсы – регулируемые: согласно Жилищному кодексу РФ (ст.157, ч.2), их устанавливают органы государственной власти субъекта РФ, а не ресурсоснабжающие организации.
В то же время размер платы для граждан может отличаться от тарифа.
В постановлении Правительства РФ № 354 ("Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") есть пункт 38, который гласит: "Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)".
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных тарифов и нормативов, который также устанавливают регионы.
При планировании местного бюджета в расходную часть закладывается определенный объем средств на возмещение части платы за коммунальные услуги. Потому что размер платы граждан составляет от 30 до 100 процентов от стоимости потребленного коммунального ресурса, рассчитанного исходя из экономически обоснованных тарифов, которые утверждаются регулятором - Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (РЭК).
Это своеобразная мера социальной поддержки, которая оказывается не только социально незащищенным категориям населения – ветеранам, инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям, но и всем гражданам, которые ни к одной льготной категории не относятся.
Законодательством РФ предусмотрены индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги платы – они ограничивают рост цен на жилищно-коммунальные услуги определенным показателем, который выражается в процентах.
Базовое значение индекса платы устанавливается Правительством РФ для каждого субъекта РФ при планировании изменения размера платы на будущий год. А окончательные индексы утверждают правительства или администрации регионов для конкретных муниципальных образований.
Эти предельные индексы устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При этом не должна учитываться разница в размере платежей, если она возникла вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий.
В соответствии со статьей 157.1. ЖК РФ, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Если распоряжением Правительства РФ № 2556-р от 29.10.2019 года средний индекс по Кемеровской области на II полугодие 2020 год утвержден в размере 4,9 процента, то постановлением губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 16.06.2020 года № 63 установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кузбасса на 2020 год - от 3,2 до 15 процентов.
Самый низкий индекс утвержден для Белогорского городского поселения на севере области – 3,2%, самый высокий - для городов Кемерово и Новокузнецк, 15%.
При этом предельный индекс для других муниципальных образований – от 4,3 до 7,9%. Но если подсчитать, то среднее значение индексов по региону составляет не более 4,9% – в соответствии с принятым Правительством РФ средним индексом на II полугодие 2020 года для Кузбасса.
Принятое в 2014 году Правительством России постановление № 400 “О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации” гласит: “В целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования […] предельные индексы могут превышать индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации…”
То есть, более чем на 3%, установленных для Кемеровской области на 2020-2023 годы.
По материалам сайта https://kuzpress.ru/