Главой 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), определен порядок формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. В том случае, когда в качестве способа формирования фонда капитального ремонта собственники выбирают специальный счет, они должны определить в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ размер взноса, перечень необходимых дому работ, сроки их проведения, владельца специального счета и кредитную организацию. Несмотря на то, что положения о спецсчете действуют достаточно давно, управляющие организации и ТСЖ совершают досадные ошибки, которые не позволяют им «перевести дом на спецсчет». В данной статье приведем две позиции ВС РФ, которые необходимо учитывать ТСЖ (ТСН) при проведении голосования.
1. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
ТСЖ г. Москвы, которое было создано для управления жилым комплексом - четырьмя многоквартирными домами - провело общее собрание и попыталось открыть один спецсчет на весь жилой комплекс. Органы государственного жилищного надзора посчитали решение собрание не законным и приняли решение об отказе включения многоквартирных домов в реестр специальных счетов. Такое решение ЖСК пыталось оспорить в суде. В итоге Определением Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 310-ЭС19-20637 по делу N А35-6101/2018 жилищно-строительному кооперативу отказано передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. Свою позицию суды обосновали следующим: В силу части 4 статьи 175 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. Как следует из ч.2, 3 ст.175 ЖК РФ, владельцем спецсчета может быть как управляющая организация, так и региональный оператор фонда капитального ремонта.
Согласно статье 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку формирование фонда капитального ремонта на специальном счете в отношении нескольких многоквартирных домов права и законные интересы собственников каждого из домов могут быть нарушены. Поскольку в каждом отдельном доме необходимость проведения капитального ремонта лифтового оборудования, ремонт крыши и (или) фасада может сильно отличаться от иных домов, то собственникам помещений будет затруднительно реализовать свои права, предусмотренное пунктами 4.1 и 4.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае наличия одного общего счета по четырем домам.
Таким образом, руководствуясь статьями 16, 161, 169, 170, 175 ЖК РФ, приняв во внимание Методические рекомендации установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Приказом Минстроя России от 04.08.2014 N 427/пр, суды отказали в удовлетворении требований, придя к выводу, что в силу закона для каждого дома, даже если они входят в единый жилой комплекс, необходим отдельный специальный счет, на который будет осуществляться перечисление денежных средств.
2. Если многодомовое ТСЖ не совершило действий по реорганизации, а его многоквартирные дома расположены на разных земельных участках и не объединены сетями инженерно-технического обеспечения, такое ТСЖ не может быть владельцем спецсчета.
ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, к Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края об обязании перечислить средства фондов капитального ремонта многоквартирных домов на специальные счета. Соответствующие решения были приняты собственниками помещений каждого МКД и не были обжалованы в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.01.2018 исковые требования удовлетворены. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
Законодателем был установлен переходный период с 01.09.2014 по 01.07.2016 для того, чтобы все товарищества, независимо от даты их создания, были приведены в соответствие с требованиями пункта 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ. Суд принял во внимание факт невыполнения Товариществом соответствующих действий по реорганизации в порядке, установленном частями 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса, а также отсутствие доказательств, подтверждающих, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении Товарищества, расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Региональный оператор должен установить (проверить)соответствует ли лицо требованиям, предъявляемым к владельцу специального счета. Иное толкование может привести к выводу о том, что региональный оператор обязан передать документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, любому обратившему к нему лицу, назвавшемуся владельцем счета. (Определение Верховного Суда РФ от 19.11.2019 N 310-ЭС19-20637 по делу N А35-6101/2018).
По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/