Главная \ Новости ЖКХ \ Мнение Верховного суда РФ. Способы начисления платы за вывоз ТКО

Мнение Верховного суда РФ. Способы начисления платы за вывоз ТКО

Мнение Верховного суда РФ. Способы начисления платы за вывоз ТКО

Существуют два варианта расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из количества потребителей и с учетом площади помещений дома. По общему правилу применяется первый вариант, второй вариант может применяться только в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оплате потребителями услуги исходя из общей площади жилого помещения.

Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) и установило особенности их применения Постановлением от 27 августа 2012 года №857 (далее – Постановление № 857).                                                                                                          

Безусловно, данные положения законодательства не обошлись без судебной практики.

Верховный суд РФ (дело № АКПИ21-568) пришёл к следующему выводу: начисление платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из площади жилого дома и из количества проживающих - не нарушает жилищное и гражданское законодательство.

Предпосылками спора явились положения Постановления № 857 и нормативы накопления ТКО в субъекте РФ:

  • Постановление № 857 предоставляет регионам принимать решение о том, что потребители платят за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.

  • Министерство ЖКХ Московской области утвердило нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов (далее – ИЖД) на территории Московской области. Расчёт нормативов производился с учётом размера общей площади ИЖД и одного проживающего. В соответствии с полученным расчётом один жилец ИЖД должен платить в год за 17,210 кубометров ТКО.

Инициатор спора – гражданка, проживающая одна в ИЖД Московской области, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства, ветеран труда и инвалид 3 группы. В течение полугода она производила замеры накопления ТКО и пришла к выводу: за месяц один контейнер размером 70 см * 40 см * 40 см накапливает объём около 0,112 кубометра. За год такая цифра составляет 1,344 кубометра ТКО.

В соответствии с расчётами собственника ИЖД тот объём, который предъявлялся ей к оплате региональным оператором:

  • почти в 13 раз превышал фактический объём накопления;

  • в 4,25 раза превышал максимум при нормативе ТКО в кубометрах на одного проживающего.

Гражданка посчитала, что сложившееся положение ухудшает качество её жизни, увеличивая в разы финансовую нагрузку по платежам за вывоз ТКО.

Основанием для иска явились следующие умозаключения истицы:

  • общая площадь жилого помещения (дома) не имеет отношения к накоплению ТКО, поскольку это результат жизнедеятельности человека;

  • подход к определению нормативов накопления ТКО по регионам является различным, несмотря на то, что должен соответствовать реальным параметрам накопления отходов.

Учитывая, что в её случае перерасчёт невозможен, в силу отсутствия законодательного регулирования сложившейся ситуации, собственница ИЖД обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском - с требованием о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) Постановления № 857.

По мнению истицы, оспариваемые положения данного Постановления не соответствуют содержанию статьи 3 Гражданского кодекса, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и нарушают её права.

Верховный суд РФ не поддержал доводы собственника:

  • Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила № 857, которые устанавливают особенности применения Правил № 354, наделило регионы правом принимать решение об оплате ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148 (30) Правил во всех или некоторых муниципальных образованиях;

  • оспариваемый пункт Правил № 857 соответствует жилищному законодательству, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца;

  • Правила отсылают к формуле 9(2), согласно которой размер платы за обращение с ТКО (вывоз мусора) определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления отходов и установленной цены на эту услугу;

  • норматив накопления ТКО является средним количеством отходов, которые образуются в единицу времени (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Установление нормативов накопления ТКО входит в полномочия регионов.

В результате суд высшей инстанции пришёл к выводу - доводы административного истца о противоречии обжалуемой нормы пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Исковые требования основаны на ошибочном толковании оспариваемых положений нормативного правового акта и не могут рассматриваться как противоречащие нормам гражданского законодательства РФ.

Таким образом, несмотря на «экономические расчёты» истца, суд оставил в силе действующие нормы: начисление платы за вывоз ТКО может осуществляться с учётом площади помещения многоквартирного дома (ИЖД) либо с учётом количества проживающих граждан.

По материалам сайта «Бурмистр.ру» https://www.burmistr.ru/

Теги твердые коммунальные отходы плата за вывоз ТКО плата за вывоз мусора ТКО
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
Ваш вопрос / комментарий:
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.32/1
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС