Существуют два варианта расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из количества потребителей и с учетом площади помещений дома. По общему правилу применяется первый вариант, второй вариант может применяться только в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оплате потребителями услуги исходя из общей площади жилого помещения.
Во исполнение требований федерального законодательства Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) и установило особенности их применения Постановлением от 27 августа 2012 года №857 (далее – Постановление № 857).
Безусловно, данные положения законодательства не обошлись без судебной практики.
Верховный суд РФ (дело № АКПИ21-568) пришёл к следующему выводу: начисление платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) исходя из площади жилого дома и из количества проживающих - не нарушает жилищное и гражданское законодательство.
Предпосылками спора явились положения Постановления № 857 и нормативы накопления ТКО в субъекте РФ:
-
Постановление № 857 предоставляет регионам принимать решение о том, что потребители платят за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения.
-
Министерство ЖКХ Московской области утвердило нормативы накопления ТКО для индивидуальных жилых домов (далее – ИЖД) на территории Московской области. Расчёт нормативов производился с учётом размера общей площади ИЖД и одного проживающего. В соответствии с полученным расчётом один жилец ИЖД должен платить в год за 17,210 кубометров ТКО.
Инициатор спора – гражданка, проживающая одна в ИЖД Московской области, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства, ветеран труда и инвалид 3 группы. В течение полугода она производила замеры накопления ТКО и пришла к выводу: за месяц один контейнер размером 70 см * 40 см * 40 см накапливает объём около 0,112 кубометра. За год такая цифра составляет 1,344 кубометра ТКО.
В соответствии с расчётами собственника ИЖД тот объём, который предъявлялся ей к оплате региональным оператором:
-
почти в 13 раз превышал фактический объём накопления;
-
в 4,25 раза превышал максимум при нормативе ТКО в кубометрах на одного проживающего.
Гражданка посчитала, что сложившееся положение ухудшает качество её жизни, увеличивая в разы финансовую нагрузку по платежам за вывоз ТКО.
Основанием для иска явились следующие умозаключения истицы:
-
общая площадь жилого помещения (дома) не имеет отношения к накоплению ТКО, поскольку это результат жизнедеятельности человека;
-
подход к определению нормативов накопления ТКО по регионам является различным, несмотря на то, что должен соответствовать реальным параметрам накопления отходов.
Учитывая, что в её случае перерасчёт невозможен, в силу отсутствия законодательного регулирования сложившейся ситуации, собственница ИЖД обратилась в Верховный Суд РФ с административным иском - с требованием о признании недействующим абзаца первого пункта 4(1) Постановления № 857.
По мнению истицы, оспариваемые положения данного Постановления не соответствуют содержанию статьи 3 Гражданского кодекса, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и нарушают её права.
Верховный суд РФ не поддержал доводы собственника:
-
Правительство РФ в пределах своих полномочий утвердило Правила № 857, которые устанавливают особенности применения Правил № 354, наделило регионы правом принимать решение об оплате ТКО исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148 (30) Правил во всех или некоторых муниципальных образованиях;
-
оспариваемый пункт Правил № 857 соответствует жилищному законодательству, законодательству в области обращения с отходами и не нарушает права административного истца;
-
Правила отсылают к формуле 9(2), согласно которой размер платы за обращение с ТКО (вывоз мусора) определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов накопления отходов и установленной цены на эту услугу;
-
норматив накопления ТКО является средним количеством отходов, которые образуются в единицу времени (статья 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Установление нормативов накопления ТКО входит в полномочия регионов.
В результате суд высшей инстанции пришёл к выводу - доводы административного истца о противоречии обжалуемой нормы пункту 1 статьи 1, пункту 5 статьи 3 Гражданского кодекса РФ не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Исковые требования основаны на ошибочном толковании оспариваемых положений нормативного правового акта и не могут рассматриваться как противоречащие нормам гражданского законодательства РФ.
Таким образом, несмотря на «экономические расчёты» истца, суд оставил в силе действующие нормы: начисление платы за вывоз ТКО может осуществляться с учётом площади помещения многоквартирного дома (ИЖД) либо с учётом количества проживающих граждан.
По материалам сайта «Бурмистр.ру» https://www.burmistr.ru/