Многие называют электрокары «чистыми лёгкими» и светлым будущим мегаполисов, другие считают, что у данных автомобилей будущее является призрачным, и рано или поздно последние уйдут в небытие.
В нашей стране основной проблемой после покупки электрокара является подбор места его зарядки. Редко кто из обладателей авто накатывает более 100 км в день по городу, в связи с чем имеется возможность пользоваться прелестями своего автомобиля «без запаха бензина». Но после того, как зарядка автомобиля приближается к нулю, владелец вынужден искать специализированное место, либо ехать в родной гараж. Именно такие 2 способа позволят на следующий день снова сесть за руль эко-кара. А теоретически здесь снова кроется неудача:
-
гаража может не быть (или он может находиться в 40 километрах от дома);
-
специализированные места для электрокаров в нашей стране, к примеру, за Уралом многие вживую и не видели…
Третий вид подзарядки среди владельцев электрокаров уже закрепился как «бытовой». Занимает он «день делов», и с точки зрения обывателя не является таким уж сложным. Столь «оригинальный» метод решения проблемы внедряется гражданами в жизнь и состоит в следующем:
-
измеряется место от парковки до балкона собственника помещения в многоквартирном доме (по совместительству - электрокара);
-
покупается необходимое количество кабеля (к примеру, с сечением 2*2,5 для мощности в 3,3 КВт);
-
подбирается вилка со штепселем;
-
кабель спускается с балкона через дорогу к месту зарядки (можно провести его и через близстоящее дерево – почему нет?);
-
в крайнем случае необходимо позаботиться о железном шкафчике, в который удобно размещается штепсель с подключенным зарядным устройством).
Вуаля, - вопрос о зарядке авто с собственного балкона многоквартирного дома (далее – МКД) решён.
Безусловно, исполнители третьего метода зарядки авто от МКД единичны.
Между тем, на перспективу разберем, что такой способ является не только незаконным, но и опасным для жизни как собственника электрокара, так и иных жителей МКД либо граждан, пересекающих двор с расположенным на земле кабелем. А такие результаты работы одного жильца могут спровоцировать проблемы для управляющего домом.
Начнём с того, что в соответствии с подпунктом а) пункта 35 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.
Проектирование и строительство многоквартирных жилых домов регламентировано СП 54.13330.2016 «Многоквартирные жилые дома», которым не предусматривается в составе многоквартирного дома поста электрозарядки автомобилей.
Пункт 1.3 СП 54.13330.2016 указывает, что «в процессе строительства и при эксплуатации многоквартирных жилых зданий отступать от параметров, установленных в настоящем своде правил, не допускается».
К тому же по отношению к многоквартирному дому следует соблюдать требования множества сводов правил - СП 113.13330.2016, комплекс противопожарных требований: СП 1.13130.2020, СП 2.13130.2012, СП 3.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, СП 6.13130.2013, СП 8.13130.2020, СП 10.13130.2020, обеспечение требований пожарной безопасности в соответствии СП 154.13130.2013 и антитеррористической защищённости в соответствии с СП 132.13330.2011, а также обеспечения проводного оповещения в соответствии СП 133.13330.2012 электросвязи на основании
СП 134.13330.2012.
В последнее время довольно часто собственники эко-каров стали обращаться в управляющие организации (далее – УО) для согласования зарядки своих авто от МКД.
Для принятия решения и даче ответа по обращению собственника электрокара (заявителя), УО необходимо знать следующее:
-
мощность аккумулятора электроавтомобиля заявителя (заряжается авто, к примеру, три часа или тринадцать);
-
максимально допустимую мощность приборов, оборудования и бытовых машин, которые потребитель может использовать для удовлетворения бытовых нужд (зависит от года постройки и введения в эксплуатацию многоквартирного дома).
При этом стоит отметить, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные документы, регламентирующие порядок устройства зарядных постов для электроавтомобилей.
Учитывая вышеизложенное, УО следует учесть:
-
метод зарядки от индивидуального приема учета для использования на придомовой территории многоквартирного жилого дома вероятнее всего (в отсутствие упорядочения в законодательстве) будет являться незаконным, так как в данном случае в первую очередь нарушается техника безопасности (к примеру, из-за возможно разного сечения провода удлинителя);
-
на установку электрощитка и электросчетчика, к которому будет подключена зарядная установка собственнику помещения в МКД необходимо получить технические условия и представить проект подключения электрощитка и зарядной установки, в том числе ее монтажа. Для этого УО предпочтительнее направить собственника в энергоснабжающую организацию («электросети»), которая уже в границах своей эксплуатационной ответственности может рассмотреть представленные проект и технические условия, на основании чего выдать такое разрешение или запретить;
-
нахождение кабеля на придомовой территории небезопасно, к тому же полный комплекс установленной зарядки должен быть антивандальным (желательно — с металлическим корпусом) класса защиты IP54. Также нужна розетка типа Mennekes (розетка даёт ток только тогда, когда к ней подключена машина, что является более безопасным). В зарядке должна быть функция ограничения доступа только для владельца. Это возможно лишь благодаря RFID-картам.
Таким образом, процесс реализации подключения к розетке от МКД для зарядки автомобиля является сложным, противоречивым и в наибольшей степени зависящим от категории данного дома.
«Наиболее продвинутые» УО уже начали устанавливать смарт-зарядные станции, которые идентифицируют жителей и ведут учёт потребления электроэнергии по каждому из них.
Для УО в данном случае необходимо настроить онлайн-мониторинг работы станции, чтобы можно было выбрать правильную модель сотрудничества с жителями-собственниками электромобилей. В том числе это касается способа оплаты использованной электроэнергии: жители возвращают только себестоимость использованной электроэнергии либо продажа жителям электроэнергии по тарифу, большему, чем себестоимость электричества (что позволяет УО окупить инвестиции в зарядную инфраструктуру).
Однако стоит учитывать, что строительство зарядной инфраструктуры — процесс сложный и дорогой.
Не менее важным вопросом в согласовании зарядки в пределах МКД будет являться следующее.
Заявитель (владелец помещения в МКД, электрокара) в указанном случае будет использовать общее имущество многоквартирного дома. Немаловажным является и тот факт, что за таким жителем необходимо закрепить парковочное место для стоянки автомобиля к разрешенной к установке системе зарядки электромобиля.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности.
Собственники помещений в МКД владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в МКД. По решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в МКД могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. ч. 2, 4 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).
На основании статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД. Общее собрание собственников помещений в МКД проводится в целях управления МКД путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Учитывая вышеизложенное, проведение общего собрания собственников помещений МКД в указанном случае обязательно.
Данный факт подтверждает немногочисленная на настоящее время судебная практика. В рассматриваемом случае в суд обратилась УО с требованием к одному из собственников демонтировать кабель, закрепленный вдоль фасада МКД с десятого по первый этаж для зарядки своего автомобиля.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 ноября 2019 года по делу № 2-11499/2019 суд удовлетворил требования УО:
«…ООО «УК «Комфортные дома» обратилось в суд с иском к В.М.И. о возложении обязанности по демонтажу кабеля… В последующем выяснено, что смонтированный по фасаду кабель используется ответчиком для зарядки автомобиля, оборудованного электродвигателем. Поскольку разрешение собственников помещений вышеназванного дома на использование общего имущества (фасада, части земельного участка и приямка для размещения кабеля) истцу не представлено, а в ходе проверок состояния общего имущества выявлено, что кабель смонтирован ответчиком в нарушение пункта ... Правил устройства электроустановок, а именно расстояние между кабелем и стеной здания менее 0,06 м, в адрес ответчика неоднократно направлялись предписания об устранении нарушения порядка пользования общим имуществом многоквартирного дома, которые ответчиком были проигнорированы. ... истцом был произведен демонтаж части вышеуказанного кабеля из придомовой территории и фасада дома…
... в адрес В.М.И. ООО «УК «Комфортные дела» выдано предписание с требованием о восстановлении фасада дома и придомовой территории до прежнего состояния, либо представления соответствующих разрешительных документов.
... составлен акт осмотра придомовой территории по адресу: ...А, из которого следует, что на придомовой территории жилого дома со стороны северо-восточного торца окна 1-го подъезда 1 этажа дома лежит конец кабеля с розеткой. Кабель проходит по стене балкона ... вдоль фасада дома вниз до поверхности земли, далее по земле к вышеназванному приямку.
Согласно информации Набережночелнинской зональной инспекцией ГЖИ РТ от ... на установку электрощитка и электросчетчика, к которому будет подключена зарядная установка необходимо получить технические условия и представить проект подключения электрощитка и зарядной установки, в том числе ее монтажа.
В силу статей 25,26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в МКД.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в МКД проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно абзацу 2 пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ... № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в МКД, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Приказом Минэнерго России от ... № 187 (ред. от ...) утверждены Правила устройства электроустановок, согласно пункту ... которых при прокладке по стенам зданий и сооружениям минимальное расстояние от СИП должно быть при горизонтальной прокладке: над окном, входной дверью - 0,3 м; под балконом, окном, карнизом - 0,5 м; до земли - 2,5 м; а при вертикальной прокладке: до окна - 0,5 м; до балкона, входной двери - 1,0 м. Расстояние в свету между СИП и стеной здания или сооружением должно быть не менее 0,06 м.
Принимая во внимание положения вышеуказанного законодательства, суд приходит к выводу, что ответчиком осуществлено переоборудование (переустройство) своего жилого помещения – ..., путем прокладки новой электрической сети с целью подключения оборудования – зарядного устройства для автомобиля, без получения соответствующего разрешения уполномоченного органа. При этом им при переоборудовании квартиры, в том числе, использовано общедомовое имущество – фасад дома, балконы, земельный участок.
Обстоятельства переоборудования, в том числе с использованием общедомового имущества, ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. В обоснование правомерности указанных действий ответчик сослался на решение общего собрания собственников этого дома, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом без номера и даты.
Учитывая вышеприведенное, поскольку ответчиком осуществлено переоборудование своего жилого помещения в отсутствие соответствующего разрешения и получения технической документации, а также прокладка кабеля произведена без получения надлежащего согласия собственников помещений МКД, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд считает необходимым учесть, что ответчиком также не представлены доказательства безопасности проложенного электрического кабеля по фасаду дома и земельному участку, что приводит к угрозе возникновения причинения вреда здоровью и жизни людей, а также окружающей среде…».
Мы надеемся, что данная статья поможет управляющим МКД грамотно отреагировать на подобные заявления жителей о согласовании подключения электрокара к ресурсам МКД и на его территории.
Для этого в работе необходимо помнить следующее:
-
при осмотрах реагировать на расположенные вдоль придомовой территории кабеля для зарядки авто;
-
«работать» с собственником помещения, откуда проходит данный кабель (запрос разрешения из «электросетей», протокола ОСС, в отсутствие документации выдача предупреждения о демонтаже оборудования, подача в на данного собственника в суд);
-
так как у УО нет обязанности по разрешению вопросов проблематики эко-каров жильцов (как и нет какой-либо ответственности), предпочтительнее направлять подобных заявителей на согласование в «электросети» для решения таких вопросов в пределах их эксплуатационной ответственности (во избежание рекордных КРСОИ, проблем с пожарной безопасностью в доме и иных);
-
решение вопросов по зарядке электрокаров принимать с разрешения и за счёт собственников помещений МКД после проведенного ОСС лишь в направлении самых современных способов реализации метода.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/