В последнее время у управляющих организаций достаточно часто возникает вопрос, связанный с необходимостью перерасчета (снижения) платы за коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом в целях надлежащего содержания общего имущества (далее также КР СОИ), при перерывах в их поставке в МКД.
В одном из недавних вопросов, поступивших специалистам Бурмистр.ру, управляющая компания интересовалась, производится ли снижение платы за КР СОИ жителям в случае, если в городе введен график подачи холодной воды - 4 часа в день, и начисление платы за соответствующий коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества, производится потребителям по нормативу.
При подготовке ответа на данный вопрос не попалось примеров судебной практики по делам со схожими обстоятельствами, в которых содержались бы обоснованные выводы о необходимости проведения перерасчета платы за холодную воду, поставляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при перерывах в ее подаче (при введении графика поставки холодной воды).
Поэтому приведем сначала мнение специалистов по данному вопросу:
В случае, когда услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме оказаны/выполнены надлежащим образом, своевременно, в полном объеме, без нарушений требований к их качеству и срокам оказания, снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам (пользователям) помещений в порядке, установленном Правилами №491, при перерывах в поставке КР СОИ не производится ввиду следующего.
С 1 января 2017 г. расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исключены из состава платы за коммунальные услуги и включены в структуру платы за содержание жилого помещения (ст.154 Жилищного кодекса РФ, ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 №176-ФЗ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила его изменения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491.
В ч. 10 ст.156 ЖК РФ и п. 6, 10 Правил №491 предусмотрено изменение размера платы за содержание жилого помещения только в случае оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 29 Правил №491 установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Т.е. расходы на оплату КР СОИ не учитываются в составе стоимости самих работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, в процессе выполнения (оказания) которых происходит их использование (потребление).
В настоящее время на законодательном уровне прямо не установлены требования к качеству коммунальных ресурсов, используемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. к бесперебойности их предоставления, а также порядок изменения размера платы за КР СОИ при их поставке ненадлежащего качества и (или) с перерывами.
Это объясняется отсутствием у КР СОИ самостоятельных потребительских свойств, поскольку они не потребляются непосредственно ни собственниками помещений в многоквартирном доме, ни иными пользователями таких помещений, т.к. сами по себе не образуют ни работу, ни услугу, ни жилищную, ни коммунальную.
Следует отметить, что даже в том случае, когда коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом с перерывами или ненадлежащего качества, это не освобождает управляющую организацию от её обязательств по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, которое может быть обеспечено путем использования ею коммунальных ресурсов, в отношении которых введен график их поставки (например, УО успевает помыть полы в часы наличия воды в МКД или набрав ее заблаговременно в часы ее поставки), так и с применением иных вариантов и способов выполнения соответствующих работ, оказания услуг (например, с использованием привозной холодной воды, использования остывшей горячей воды и т.д.).
Поскольку нормы действующего жилищного законодательства прямо не предусматривают изменение размера платы за содержание жилого помещения в части стоимости КР СОИ при их поставке с перерывами или при иных нарушениях качества, считаем, что оснований для снижения платы (перерасчета стоимости таких ресурсов) в отношениях между управляющей организацией и собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме в соответствии с правилами №491 не имеется.
Также полагаем, что в данном случае для решения вопроса о перерасчете размера платы за КР СОИ при введении графика подачи холодной воды нет оснований для применения порядка снижения размера платы, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 для случаев предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, т.к. указанные Правила регулируют отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг и расчетом платы за коммунальные услуги, но не за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества в МКД.
Однако, в заключение не можем не привести один пример из судебной практики (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.2018 N Ф06-36739/2018 по делу N А49-14664/2017), который необходимо принять во внимание, поскольку суды всех трех инстанций при рассмотрении спора, связанного с оспариванием предписания ГЖИ, заняли позицию, суть которой сводится к признанию его правомерным и к признанию правомерным требований жилищной инспекции к управляющей организации произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс (горячую воду), используемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома собственникам (пользователям) жилых помещений многоквартирного дома в связи с предоставлением коммунального ресурса с перерывом, превышающим установленную продолжительность в соответствии с требованиями к качеству горячего водоснабжения, указанными в приложении N 1 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
По мнению окружного суда, требование ГЖИ правомерно ввиду следующего: «Согласно части 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Поскольку законодательством прямо не урегулировано начисление платы за коммунальный ресурс по горячей воде, потребленный при содержании общего имущества МКД, судебные инстанции правомерно по аналогии применили к правоотношениям сторон нормы жилищного законодательства Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354».
Иных аналогичных судебных актов не нашлось, что не исключает вероятность того, что при наличии спора суды не займут подобную позицию о необходимости применения по аналогии Правил №354 в случаях превышения допустимых перерывов в предоставлении коммунальных услуг (поставке коммунальных ресурсов) и не признают законным требование органа государственного жилищного надзора, адресованное управляющей организации, о необходимости произвести жителям перерасчет платы за КР СОИ в соответствии с требованиями к качеству холодного/горячего водоснабжения, указанными в Приложении N 1 Правил N 354, независимо от того, допущены ли управляющей организацией нарушения требований к выполнению работ, оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/