Будучи собственником жилого дома (домовладения), владелец недвижимости все также имеет статус потребителя коммунальных услуг, на которого распространяются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Несомненно, что действующее жилищное законодательство несовершенно и имеет ряд недостатков, множество пробелов, некоторые нормы подлежат на практике двоякому толкованию, рассмотрим в данной статье Правила № 354.
Обратимся к пункту 148(5) Правил № 354, который еще в редакции № 29 от 22.05.2019 г. гласил, что:
условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предписывает собственникам жилых домов нести расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивать коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Исходя из ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Так, собственник домовладения обратился к региональному оператору с целью заключения договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако в заключении прямого договора ему было отказано.
Затем гражданин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта «а» пункта 148(5) Правил № 354, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют частям 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку действующим законодательством предусмотрено право собственников домовладений заключить договор с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую, в частности с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, без посредничества садоводческих некоммерческих товариществ.
Верховный Суд РФ признал недействующей оспариваемую норму, указав на то, что:
«определение в оспариваемой норме условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) в договорах на оказание услуг жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование, поскольку не соответствует предмету правового регулирования».
Действующая редакция Правил № 354 предоставляет собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определять условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами либо путем заключения прямого договора с региональным оператором, либо путем заключения договора с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/.