Главная \ Новости ЖКХ \ Обязан ли потребитель оплачивать возобновление предоставления коммунальной услуги?

Обязан ли потребитель оплачивать возобновление предоставления коммунальной услуги?

Обязан ли потребитель оплачивать возобновление предоставления коммунальной услуги?

В случае накопления задолженности за коммунальные услуги предоставление таких услуг может быть ограничено или приостановлено. Наиболее распространены отключения должникам электроэнергии, но в последнее время набирает популярность ограничение водоотведения – ликвидация «заглушки» в канализационной трубе, во-первых, существенно сложнее, чем подключение квартирной электропроводки к общедомовой, во-вторых, отсутствие канализации зачастую более «чувствительно» воспринимается некоторыми должниками, чем отключение электроэнергии.

Очевидно, что мероприятия по ограничению/приостановлению электроснабжения, водоотведения или прочих услуг требуют определенных затрат для УО, не менее сложным и затратным является процесс восстановления подачи коммунального ресурса. Поэтому нередко после того, как должник погашает свою задолженность, исполнитель коммунальных услуг предлагает ему оплатить работы по возобновлению предоставления коммунальной услуги. И чаще всего должник, ощущая себя виноватым и желая скорейшего возобновления предоставления коммунальной услуги, затребованную сумму оплачивает. В данной статье разберемся, насколько законно требование о такой оплате.

Период до 31.12.2016

Порядок ограничения/приостановления предоставления коммунальной услуги регламентируется разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354).

Пункт 120 Правил 354 в редакции, действующей по 31.12.2016, устанавливал:

«120. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента».

Пункт 117 Правил 354, на который ссылается приведенная норма, предусматривает ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги в случае неполной оплаты потребителем указанной услуги. При устранении этой причины (путем оплаты потребителем возникшей задолженности) исполнитель обязан возобновить предоставление коммунальной услуги в течение 2 календарных дней. Кроме того, в пункте 120 Правил 354 особо отмечен такой случай («в том числе со дня полного погашения задолженности»).

Исходя из сказанного, предъявление к оплате потребителю неких работ по возобновлению предоставления коммунальной услуги не было основано на законе в период по 31.12.2016.

Период с 01.01.2017 по 30.07.2019

01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные в Правила 354 постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498.

Пункты 120 и 121.1 в новой редакции стали выглядеть следующим образом:

«120. Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

…121(1). Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия».

Приведенные нормы устанавливают, что потребитель обязан возместить расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги.

Однако, немаловажно отметить, что порядок и размер такого возмещения должны быть установлен Правительством РФ. При этом Правительство РФ не утверждало ни порядка, ни размера возмещения вплоть до 31 июля 2019 года.

Следовательно, в период с 01.01.2017 по 30.07.2019 имелась неопределенность в вопросе определения порядка и размера возмещения расходов исполнителя, связанных с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги. При этом обязанность потребителя по оплате таких расходов Правилами 354 была установлена.

Период с 31.07.2019

31 июля 2019 года вступило в силу ПП РФ от 13.07.2019 № 897.

Пункт 121.1 в редакции указанного постановления устанавливает:

«121(1). Расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности».

Таким образом, Правила 354 в редакции, действующей на сегодняшний день, устанавливают обязанность потребителей возмещать расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги, и определяют предельный размер таких расходов – 3 000 рублей.

Разумеется, стоимость оплаты возобновления услуг должна быть обоснована, в связи с чем исполнителям услуг рекомендуется принимать соответствующие локальные нормативные акты, устанавливающие порядок определения этой стоимости.

По материалам сайта АКАТО, статья Нифонтов Д.Ю.

Теги ограничение предоставления коммунальной услуги задолженность должник приостановление коммунальной услуги коммунальные услуги ЖКУ
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.22
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС