В 2011 году между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения, в соответствии с которым РСО (гарантирующий поставщик) поставлял в МКД, находящиеся под управлением истца, электрическую энергию в целях содержания общего имущества. Да, ОДН появился позже, КРСОИ - тем более, на суть спора это не влияет, тем более - договор менялся вслед за законодательством.
Весной 2018 года истец прекратил управление десятком МКД из шестидесяти, то есть договор-то остался, число точек поставки сократилось.
В 2019 году РСО инициировала несколько судебных процессов о взыскании с управляющей организации задолженности по оплате за электрическую энергию, поставленную в том числе на выбывшие из управления МКД на общедомовые нужды в мае - декабре 2016 года. Все дела были рассмотрены к концу 2020 года (некоторые прошли три инстанции), задолженность с управляющей организации была взыскана...
И тут произошло неожиданное: в январе 2021 года РСО к направленным в управляющую организацию счёт-фактурам за декабрь 2020 года приложило рассчитанный отрицательный ОДН прошлых периодов.
Получив такие интересные данные, управляющая организация в июне 2021 года направила в адрес РСО претензию с предложением провести взаимозачёт на сумму переплаты по тем МКД, которые выбыли и управления, мотивируя тем, что поставка электроэнергии по таким МКД прекратилась и управляющая организация не может в рамках договорных взаиморасчётов вернуть то, что по сути переплатила в 2016 году.
Естественно, вышли в суд. Доказывание осложнилось наличием судебных актов по искам РСО за частично совпадающий период. Коллеги обратились к нам за помощью в подготовке правовой позиции по делу и возражений по аргументам РСО.
А РСО, кстати, прямо сослалась в отзыве на то, что имеются вступившие в законную силу судебные акты по делам о взыскании с управляющей организации долгов и довод о наличии отрицательного ОДН был рассмотрен судами. И чтоб не вставать два раза, было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Кроме того, РСО в отзыве на иск указала вот что:
-
редакция п. 21.1 Правил №124, обязывающая учитывать отрицательную разницу V одпу и V потр в следующих расчетных периодах, вступила в силу с 31.12.2020;
-
правовая позиция, выраженная в решении ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 не могла не учитываться судами при рассмотрении дел о взыскании с управляющей организации долга в пользу РСО, поскольку судебные акты приняты позже вышеуказанного определения, а в решении ВС РФ не имеется указания на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов.
С нашей помощью управляющая организация подготовила сводную таблицу по всем упомянутым РСО делам, чтобы наглядно доказать суду несостоятельность аргументации ответчика.
Мы указали, что довод о наличии отрицательного ОДН по предшествующим периодам судами не рассматривался по существу и тексты судебных актов это подтверждают, а единственный случай, когда наличие отрицательного ОДН по предшествующим периодам было учтено РСО, относился к периодам за пределами срока исковой давности, о пропуске которого было заявлено.
Разбивая аргументацию РСО о пропуске срока исковой давности, мы указали, что о нарушении своего права управляющая организация узнала не ранее опубликования мотивированных судебных актов первой и (или) апелляционной инстанции, которыми окончилось рассмотрение дел о взыскании в пользу РСО долгов по существу, поскольку в рамках данных дел судами проверялись расчеты исковых требований за период с марта по декабрь 2016 года.
Кроме того, в январе 2021 года РСО представила документ с указанием рассчитанного отрицательного ОДН прошлых периодов, а потому в январе 2021 года течение срока исковой давности прервалось, поскольку РСО документально признала наличие отрицательного объема ОДН по электроэнергии за 2016 год.
Поскольку РСО взыскала долги без учёта отрицательных величин, наличие судебных актов не мешает, поскольку сторона договора не лишена права в любое время произвести сверку расчетов с контрагентом и провести корректировку расходов на ОДН посредством зачета минусовых его показателей (абзац четвертый п. 25 Правил №124).
Срок проведения такой корректировки законодательством прямо не ограничен, но поскольку с апреля 2018 года истец не является управляющей организацией в отношении спорных МКД, расчеты между сторонами завершены и истец лишён возможности в рамках договорных отношений потребовать у ответчика учета отрицательного ОДН за спорные периоды в последующих периодах.
Суд прислушался и к доводу о том, что РСО, несмотря на наличие у неё как гарантирующего поставщика необходимых сведений об объеме индивидуального и общедомового потребления ресурса, не предоставила каких-либо доказательств в опровержение данных о потреблении электрической энергии в МКД.
Отмечено было и противоречивое поведение РСО: при рассмотрении дел о взыскании задолженности с управляющей организации в отношении спорных домов РСО при возражениях на довод о необходимости корректировки отрицательного ОДН за предшествующие периоды, занимала позицию, согласно которой потребитель не лишен возможности в любое время произвести сверку расчетов с РСО и провести корректировку расходов на ОДН посредством зачета минусовых его показателей.
Тогда РСО говорила, что все зачёты и расчёты в любое время, не затрагивая судебные процессы, а теперь же начала говорить, что надо было раньше требовать зачёт...
Заявляя о пропуске срока давности, РСО не представил, а суду пояснения, с какого периода исчисляет начало течения срока исковой давности, а также его окончание.
Между тем исковое заявление поступило в суд 25.08.2021, реестры объема потребленной электроэнергии за период с августа 2015 года по декабрь 2016 года представлены РСО только 30.08.2018, в суд за взысканием задолженности за период с мая по декабрь 2016 года РСО обращалась в апреле 2019 года, решения по искам за спорные периоды были вынесены в период с ноября 2019 по январь 2020, оплата взысканных сумм произведена управляющей организацией в период с мая 2020 по июль 2021, следовательно срок исковой давности о взыскании неосновательного обогащения в заявленном размере не пропущен.
Ссылка РСО на то, что редакция п. 21.1 Правил №124 вступила в силу с 31.12.2020, признана судом несостоятельной, поскольку в соответствии с абзацем 4 п. 25 Правил №124 сторона договора не лишена права в любое время произвести сверку расчетов с контрагентом и провести корректировку расходов на ОДН посредством зачета минусовых показателей.
Более того, в соответствии в решении ВС РФ от 20.06.2018 №АКПИ18-386 прямо указано, что положения спорной нормы не исключают перерасчет.
Поскольку в данном случае с 01.04.2018 истец не является управляющей компанией в отношении указанных МКД, и истец лишен возможности в рамках договорных отношений потребовать у ответчика учета отрицательного ОДН в последующих периодах, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кстати, будет интересно поразмышлять над правовой позицией, изложенной в определении ВС РФ от 27.06.2019 № 303-ЭС18-24912. Там как раз ВС РФ указывал на ситуацию невозможности учёта отрицательных величин в будущем периоде и именно оттуда суд почерпнул мотивировку по «нашему» делу.
Для подстраховки суд сослался также на практику округа - дела №№ А19-7102/2020, А19-7069/2020.
По материалам сайта «Бурмистр.ру» https://burmistr.ru/