Главная \ Новости ЖКХ \ Паспортизация отходов населения управляющей организацией

Паспортизация отходов населения управляющей организацией

Паспортизация отходов населения управляющей организацией

В данной статье читайте о том, является ли УО обязанным лицом по паспортизации отходов, образующихся от жизнедеятельности населения.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) раскрывает, что следует понимать под паспортом отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

В силу ч.1 ст.14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (ч. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ).

Порядок паспортизации отходов  I - IV классов опасности и типовая форма паспортов отходов I - IV классов опасности установлены  Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (далее – Правила паспортизации).

Обязанность оформления паспортов отходов согласно п. 4 Правил паспортизации возлагается на  индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Кроме того, транспортировка отходов осуществляется только при наличии паспорта отходов (ч. 1 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Если исходить из буквального толкования вышеприведенных норм, паспорта отходов должны оформлять юридические лица и ИП только в том случае, если такие отходы образовались исключительно в результате осуществления их деятельности.

Естественно, что львиная доля отходов в горах мусора, складируемого на контейнерных площадках вблизи многоквартирных домов, образуется в результате жизнедеятельности физических лиц – собственников и пользователей помещений в МКД. Как видно из вышеприведенных норм требования к непосредственным «виновникам» образования мусора – физическим лицам по подготовке паспорта отходов не предъявляются.

К сожалению, действующее на сегодняшний день законодательство не содержит четкого указания на лицо, которое обязано изготавливать паспорта отходов, образуемых в процессе жизнедеятельности населения.

Мнение судов и контролирующих органов достаточно противоречиво в разграничении ответственности по данному вопросу. Кто-то придерживается позиции о том, что обязанным лицом в изготовлении паспортов отходов является управляющая организация, а другие считают, что таковым лицом будет являться мусоровывозящая компания.

270F Поскольку при управлении многоквартирным домом управляющая организация отвечает лишь за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, а также за организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, в рассматриваемой ситуации нельзя говорить о необходимости выполнения управляющей организацией обязанностей по паспортизации отходов.

Кроме того, как неоднократно уже указывалось судами, размер обязательств управляющей организации не может быть больше чем размер обязательств собственников помещений.

Возможно, что с учетом Определения Верховного суда РФ от 31 января 2018 года по делу № 305-ЭС17-10622 сложится положительная для УО судебная практика.

Как указал Верховный суд РФ:

«Управляющие организации, обеспечивая в соответствии с договорами на управление общим имуществом многоквартирных домов, сбор и вывоз коммунально-бытовых отходов, являющихся следствием жизнедеятельности физических лиц, проживающих в многоквартирных домах, действуют, фактически, как представители собственников помещений, а не как лица, осуществляющее деятельность по размещению отходов по смыслу Закона об отходах. Размер обязательств управляющей организации должен определяться размером обязательств собственников помещений. Поскольку на собственников помещений - физических лиц обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду как необходимое условие получения права осуществлять хозяйственную и иную деятельность (именно так плату за негативное воздействие определяет Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 05.03.2013 N 5-П) законом не возложена, такая обязанность не может возникнуть и у управляющей организации.

Является ошибочным вывод судов о том, что, исходя из положений статей 39, 135, 158 ЖК РФ, подпункта «д» пункта 11 Правил № 491, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления фактически передают управляющей организации свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления, в том числе собственность на эти отходы...

Из указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 491 следует лишь обязанность управляющей организации в интересах собственников помещений организовать сбор и вывоз мусора, принадлежащего последним, а не переход к ней права собственности на отходы. Договором на управление общим имуществом многоквартирных домов не предусмотрен переход права собственности на отходы к управляющей организации. Условие о передаче права собственности не может подразумеваться, оно должно быть прямо выраженным».

При этом необходимо учитывать, что есть категории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности самой управляющей организации, включая офисные отходы, отработанные ртутьсодержащие лампы и прочее. По факту образования указанных отходов и отнесения их к категории отходов I - IV класса опасности, паспорт отходов придется изготовить все же управляющей организации.

По материалам блога Бурмистр.ру.

Теги отходы мусор мусорный оператор мусорная реформа паспортизация отходов мусорная концессия
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
Ваш вопрос / комментарий:
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.32/1
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС