На сегодняшний день порядок расчетов платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества ( КР на СОИ, а по старому - ОДН) в многоквартирном доме является одной из острых и часто встречающихся тем, как для собственников, так и для управляющих организаций, поставщиков коммунальных ресурсов и, конечно, контролирующих органов. Поскольку трактовки норм жилищного законодательства о порядке расчетов КР на СОИ могут быть вплоть до противоположных, окончательную точку в спорных вопросах ставит только Верховный Суд.
В данной статье разберем позицию ВС РФ, изложенную в Определении от 25.05.2019г № 310-ЭС19-3087 по делу № А36-7596/2016 о порядке расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
ГЖИ Липецкой области была проведена проверка Городской энергосбытовой компании по факту обращения жителей в целях проверки размера платы за электроэнергию.
Энергосбытовая компания осуществляет поставку коммунальных ресурсов на объект нежилое помещение (кафе «Карусель»), осуществляет расчет платы за коммунальные услуги и выставляет счета на оплату оказанных услуг. При этом, площадь нежилого помещения кафе не учитывается при расчете платы КР на СОИ.
По результатам проверки Городской энергосбытовой компании, ГЖИ выдано предписание с требованием выполнить перерасчет размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды, учитывая площадь нежилого помещения кафе «Карусель» 629.1 м² (пристроенное к многоквартирному дому) за апрель-май 2016 года и использовать в расчетах последующих периодов.
Считая предписание Инспекции незаконным ООО «ГЭСК» обратилось в Арбитражный суд Липецкой области. Судами трех инстанций, предписание было признано недействительным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 18 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее- Правила №354) собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам, такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно п. 44 указанных Правил №354,размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 №29433-ВК/19, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами №354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Таким образом, суды сделали вывод о том, что с учетом указанных разъяснений для определения размера расходов по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по оплате коммунальных услуг потребленных в местах общего пользования правовое значение имеет факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 №64), отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил с общего имущества доме, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 и является исчерпывающим.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды со ссылкой на Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 №37, установили, что спорное помещение имеет отдельное архитектурное решение, не входит в состав жилого дома, не имеет общих с многоквартирным домом помещений и инженерных сетей, а является лишь пристройкой к его зданию.
При этом кафе «Карусель» представляет собой самостоятельный обособленный объект, который имеет собственные фундамент, крышу, несущие ограждающие стены, отдельные обособленные входы, отдельные точки подключения сетей теплоснабжения, водопровода, канализации и электроснабжения, которые не запитаны от внутридомовых сетей жилого дома. Кроме того, в отношении указанного помещения заключены самостоятельные договоры с обслуживающими организациями коммунального комплекса и поставщиками соответствующих ресурсов, над его кровлей отсутствуют какие-либо помещения примыкающего к нему многоквартирного дома; местами общего пользования многоквартирного дома для доступа в помещение пристроя и его обслуживания ООО «Карусель» не пользуется.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО «ГЭСК» и признания предписания ГЖИ Липецкой области незаконным.
По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/.