Неправильная работа внешней системы ливневой канализации в МКД, ввиду отсутствия ее надлежащего обслуживания, создает угрозу на бесперебойное водоотведение и приводит к неблагоприятным последствиям.
При обильном выпадении дождевых осадков или при таянье снега такая «заброшенная» ливневая канализация зачастую не справляется с приемом талых и ливневых сточных вод, что приводит к подтоплению территории, на которой расположены многоквартирные жилые дома, происходит затопление подвальных помещений, может разрушаться асфальтовое покрытие, расположенное над частью системы ливневой канализации.
Разберемся, кто же должен обеспечивать надлежащее содержание внешней ливневой канализации в многоквартирных домах.
Для определения лица, ответственного за содержание и обслуживание сети ливневой канализации для отвода талых и дождевых вод, в каждой конкретной ситуации необходимо учитывать следующее:
-
функциональное назначение: предназначена сеть для обслуживания одного многоквартирного дома или к сети присоединены несколько домов и иные объекты, строения.
-
принадлежность земельного участка, на котором расположены данные сети: муниципальная собственность или общая долевая собственность.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее Правила №491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 10 Правил №491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно п. 11 Правил №491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя осмотр общего имущества, а также его текущий и капитальный ремонт.
Из содержания приведенных норм права следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила №170), утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170.
Пунктом 4.1.1. Правил № 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутри домовых и наружных дренажей.
Согласно пункту 6.2.6 Правил №170 после продолжительных ливневых дождей (в течение 2 - 3 дней) следует производить внеочередную нивелировку и детальный осмотр несущих конструкций, определять места скопления ливневых вод и принимать срочные меры для их удаления.
Обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, как правило, не реже одного раза в три месяца, а также прочистку ливневой канализации не реже двух раз в год до периода наибольшего выпадения атмосферных осадков в районе, предусмотрена пунктом 6.2.7. Правил №170.
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ 03.04.2013 №290, к работам по надлежащему содержанию систем водоотведения в многоквартирных домах относится контроль состояния и восстановление исправности дренажных систем и дворовой канализации.
Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем РФ 01 января 2004 года (приложение № 1, 2) в п. 1 определен перечень работ, входящих в плату за содержание жилья. К содержанию общего имущества жилого дома относится прочистка люков и закрытие крышек канализационных колодцев; прочистка дворовой канализационной сети, а также определен перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), куда входит и прочистка ливневой и дворовой канализации, дренажа.
Из приведенных норм следует, что сети ливневой канализации, расположенные на придомовой территории, относятся к общему имуществу многоквартирного дома и в зависимости от выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом, лицо или организация, осуществляющее управление многоквартирным домом, должны обеспечивать проведение профилактических работ по осмотру, принимать меры по прочистке системы канализации и обеспечивать их бесперебойную работу.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой по данному вопросу. Например, Определение Верховного Суда РФ от 15 апреля 2020 г. N 301-ЭС20-4220; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2019 г. N 07АП-7946/19; Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2019 г. N 02АП-6063/19; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2017 г. N Ф06-25750/17 по делу N А49-6881/2016.
На практике также встречаются ситуации, когда внешние сети ливневой канализации для отвода талых и дождевых вод расположены на муниципальной территории и/или предназначены для обслуживания не только многоквартирного дома, но также и для внутриквартальных дорог и иных жилых домов на прилегающей территории.
В пункте 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из содержания вышеуказанных нормы следует, что органы местного самоуправления организуют водоотведение на территории муниципального образования путём развития коммунальной инфраструктуры, создания муниципальных предприятий, на обслуживание которых передаются соответствующие сети водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, и принимает меры к организации водоотведения в случае, если какая-либо организация отказалась от исполнения своих обязательств.
Учитывая изложенное, именно администрация обязана нести бремя содержания, в том числе выполнять ремонтные работы на ливневой канализации, которая расположена на муниципальном земельном участке и/или предназначена для обслуживания не только многоквартирного дома, но также и для внутриквартальных дорог и иных домов и строений.
К сожалению, зачастую такие сети на балансе муниципалитета не значатся, а органы местного самоуправления уклоняются от принятия мер по их постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Рекомендуем управляющим организациям в таком случае обращаться в администрацию МО с заявлением о необходимости принятия мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: сети ливневой канализации, обеспечить надлежащее функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока;
В случае отказа администрации выполнить указанные требования, целесообразнее обратиться по данному факту в прокуратуру, для последующей инициации прокурором судебного процесса о признании незаконным бездействия администрации МО, выразившегося в уклонении от принятия мер по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи ливневой канализации, либо самостоятельно обратиться в суд с аналогичным требованием.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/