В некоторых СМИ мелькнул кричащий новостной заголовок о том, что мол, владельцы спецсчетов на капитальный ремонт могут в скором времени распрощаться с накопленными взносами ввиду перевода их на счёт регионального оператора.
Если ткнуть по ссылке в подобной новости, можно прочесть, что в тех регионах, где решением региональных властей были временно приостановлены начисления взносов на капитальный ремонт, возможен принудительный перевод со спецсчетов на счёт регионального оператора...
Действительно, указом мэра г. Москвы от 31.03.2020 г. № 35-УМ было решено освободить собственников помещений в МКД от уплаты взносов на капитальный ремонт за период с 1 апреля по 30 июня 2020 года. Аналогичная мера была принята в Московской области (постановление губернатора Московской области от 31.03.2020 г. № 163-ПГ). Кировская, Пензенская, Ростовская области также ввели аналогичные меры сроком на 2-3 месяца.
Так вот, квазиэксперты уже подсчитали, что владельцы спецсчетов в перечисленных регионах недосчитаются 12-34% от стоимости ремонта, запланированного на 2020 год, и сделали вывод, что если запланированные работы не будут выполнены, то взносы на капитальный ремонт будет собирать регоператор. Якобы ч.10 ст. 173 ЖК РФ позволяет органам местного самоуправления принять соответствующее решение об этом.
К счастью, Жилищный кодекс РФ доступен всем и даже писан русским языком, потому легко проверить цену словам «экспертов». Вот как звучит упоминаемая ими ч. 10 ст. 173 ЖК РФ:
«Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия займа и (или) кредита за проведенный капитальный ремонт, которые не погашены в сроки, установленные договором займа и (или) кредитным договором, и погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет.».
Итак, видим, что решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора муниципалитет принимает не сам по себе, а после того, как получит уведомление от органа ГЖН о том, что не погашена некая задолженность...
Почему «некая»? Потому, что, во-первых, ещё нужно определить, а есть ли она, а во-вторых, нужно заглянуть-таки в ч. 8 ст. 173 ЖК РФ, коли есть отсылка... Вот она:
«В случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.».
Сразу процитируем ч. 3 ст. 172 ЖК РФ:
«Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров».
Коронавирус не отменял обязанности владельца спецсчёта по предоставлению отчётов в орган ГЖН. Эпидемия - дело серьёзное, но отчёты нужно посылать всё равно.
Так вот в вышеуказанных регионах собственники помещений в МКД освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт в период с... по... 2020 года. Это не отсрочка, не «каникулы». Соответственно в установленный региональной властью период взносы на капитальный ремонт не начисляются.
Отчёт владельца спецсчёта будет примерно такого содержания: начислено - ноль, фактическое поступление - ноль или «околоноля» (копирайт).
О какой задолженности может идти речь в данной ситуации? Если начислено ноль, то любая сумма поступлений заведомо не будет менее 50 % от ноля. Будет ли у органа ГЖН законное основание направить владельцу спецсчёта «черную метку»? Явно нет. И при чём тут «невыполнение запланированных работ»?
В конце обычно пишут мораль. Никому не верьте на слово, сверяйтесь с первоисточником. Берегите себя.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/, статья А.Тищенко