Главная \ Новости ЖКХ \ УФАС о том, относятся ли отходы от текущего ремонта жилья к ТКО

УФАС о том, относятся ли отходы от текущего ремонта жилья к ТКО

УФАС о том, относятся ли отходы от текущего ремонта жилья к ТКО

С 1 января 2019 года в большинстве регионов РФ стартовала «мусорная реформа». Но споры о том, какой мусор регоператор должен вывозить в рамках установленных тарифов на обращения с ТКО, не утихают. Рассказываем в данной статье о позиции одного из УФАС по вопросам вывоза и размещения на полигонах отходов от текущего ремонта. 

Одна из управляющих организаций обратилась в УФАС по Республике Коми с жалобой на неправомерные действия предприятия, которое согласно лицензии размещало и утилизировало отходы на городских полигонах. Управляющая организация до 2019 года по полученным лицензиям не только управляла несколькими сотнями многоквартирных домов, но и являлась перевозчиком ТКО от жилого фонда к месту их захоронения/утилизации. На эти услуги были заключены договоры с другими УО города. Вывозимые ТКО размещались по установленному в регионе тарифу на городском полигоне в рамках договора между УО и специализированным предприятием. 

Строительный мусор, в том числе образовавшийся после текущего ремонта жилого фонда, предприятие принимало от УО и размещало на полигоне строительного мусора за отдельную плату. Стоимость данной услуги в 2018 году превышала тариф по захоронению ТКО на городском полигоне на 177%. Управляющая организация дисциплинированно оплачивала выставленные за услуги предприятия счета. 

Одновременно она обратилась в УФАС с просьбой проверить, не нарушает ли компания, оказывающая услуги по размещению отходов и их утилизации, антимонопольное законодательство. УО посчитала, что предприятие, занимая доминирующее положение на рынке размещения и утилизации отходов на единственном доступном полигоне строительного мусора, пользуется данным преимуществом и устанавливает непомерно высокие цены. 

Управление ФАС по Республике Коми по жалобе управляющей организации открыло дело № А 06-05/18, итогом рассмотрения которого стало решение № 02-01/1306, в котором ведомство ответило на следующие, актуальные в рамках «мусорной реформы», вопросы: 

Какой мусор относится к ТКО? Является ли строительный мусор от текущего ремонта ТКО? Кто устанавливает тариф на услуги по вывозу, размещению и утилизации отходов от текущего ремонта МКД? 

Рассмотрим подробнее позицию и доводы Управления по каждому вопросу. 

Как указало УФАС в решении № 02-01/1306, твёрдые бытовые, или твёрдые коммунальные, отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе: 

  1. при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений; 

2. при содержании придомовых территорий и мест общего пользования;

3. при содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц;

4. устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода (ГОСТ Р 53692-2009, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст). 

Согласно п. 2 ПП РФ № 1156, к твёрдым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы: мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое) – размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. 

Согласно письму Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 15.03.2018 № 09-15/996, к ТКО могут относиться любые виды отходов, размещение которых допустимо на специализированных полигонах, а также виды отходов, размещение которых на данных полигонах строго запрещено (например, отработанные ртутные лампы). 

При этом важно отметить два замечания, сделанные в письме: 

— К ТКО могут относиться отходы, входящие в разные блоки Федерального классификационного каталога отходов № 242, не только из блока «Отходы коммунальные твёрдые» (код 7 31 000 00 00 0). 

— Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО. 

В решении № 02-01/1306 также проанализирован вопрос о том, относятся ли отходы, образовавшиеся после текущего ремонта МКД, к твёрдым коммунальным отходам. Предупредительный (текущий) ремонт, согласно п. 3.8 постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. 

В соответствии с п. 2 приказа Минприроды России от 14.08.2013 № 298, отходы потребления – это подлежащие обезвреживанию, утилизации или удалению остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары, подлежащие утилизации после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров. Поскольку отходы от текущего ремонта жилфонда являются остатками сырья и материалов, образовавшихся в результате потребления в жилых помещениях, то они отвечают признакам ТКО и включаются в их состав. 

Отходами от текущего ремонта МКД признаются такие строительные отходы, как обрезь и лом гипсокартонных листов, отходы шпатлевки, рубероида, толи, незагрязнённые отходы линолеума, мусор от ремонтных работ. Они включены в состав ТКО, цены на вывоз, размещение и утилизацию которых регулируются государством. 

Регулированию подлежат следующие виды тарифов в области обращения с ТКО: 

  1. единый – на услугу регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами; 
  2. на обработку ТКО; 
  3. на обезвреживание ТКО; 
  4. на захоронение ТКО. 

Проанализировав нормативно-правовые акты РФ, Управление ФАС по Республике Коми пришло к выводу, что предприятие, принимая на полигон строительного мусора отходы от текущего ремонта по завышенным ценам, нарушило порядок ценообразования и требования п. 10 ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ. Организация, получившая лицензию на утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I–IV классов опасности, было обязано принимать на полигон мусор от текущего ремонта МКД по тарифам, утверждённым в регионе на захоронение ТКО. 

Специализированное предприятие, устанавливая собственные цены на размещение отходов от текущего ремонта на полигоне, злоупотребило своим доминирующим положением хозяйствующего субъекта. Оно нарушило установленный порядок ценообразования, что привело к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности. 

Решение № 02-01/1306 можно считать ещё одной попыткой разделить строительный мусор и отходы от текущего ремонта жилфонда, входящие в ТКО. Ранее об этом высказалось Минприроды РФ в рамках горячей линии о «мусорной реформе». Вопрос о принадлежности к ТКО разного вида строительных и ремонтных отходов остаётся открытым для обсуждения.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/vyvoz-tko/10438/ufas-o-tom-otnosyatsya-li-othody-ot-tekuschego-remonta-zhilya-k-tko

Теги твердые коммунальные отходы строительный мусор УФАС вывоз мусора захоронение ТКО вывоз опасных отходов ТКО
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.22
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС