После новогодних каникул 2018 года в Жилищный кодекс РФ (ч.3.1 ст.45) были внесены дополнения об обязанности управляющих организаций при поступлении заявления собственника (иного лица, указанного в данной статье) с целью проведения ими общего собрания собственников (далее – ОСС) предоставить в их адрес реестр собственников помещений в многоквартирном доме (далее – Реестр, МКД). Срок для исполнения данной обязанности установлен в пять дней с момента получения такого обращения.
Стоит отметить, что данная норма активно используется инициаторами ОСС. Многие из них ждут в ответ не только указание данных о собственности граждан, но и требуют предоставить электронную почту и номера телефонов собственников помещений МКД. И здесь возникает вопрос – а обязаны ли управляющие МКД (далее – УО) предоставить данную информацию? Что именно должен содержать Реестр, чтобы УО исполнила свою обязанность по его предоставлению в полном объёме? Чем для УО грозит неполное предоставление сведений Реестра в адрес заявителей?
Ответ на данный вопрос с помощью судебной практики найдём в настоящей статье.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.01.2019 года № 44/пр обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в МКД:
-
с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц;
-
полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии);
-
реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения;
-
сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений,
-
сведения о площади каждого помещения в МКД
-
сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
О том, что Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном МКД, а сведения для составления Реестра управляющие организации могут взять из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который находятся в свободном доступе, свидетельствуют положения решений судов (судебная практика), к примеру:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 19 ноября 2019 года по делу № 2- 4504/2019:
«… Реестр содержал неполные и неверные сведения:
-
не было указано полное наименование и основной государственный номер юридического лица – собственника помещения В;
-
не были предоставлены сведения о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
-
неверно указана площадь и соответственно доля в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в отношении нежилого помещений П1.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком был повторно направлен Реестр, однако, данный Реестр также содержал неполные сведения. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Вместе с тем, согласно пп. «б» п. 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: ведение реестра собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Таким образом, реестр собственников многоквартирного дома должен содержать актуальную информацию, позволяющую идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме…».
Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 28 февраля 2020 года по делу № 12-10/2020:
«...При этом, у управляющей организации имеется возможность получить сведения о праве собственности на помещение в соответствующем многоквартирном доме из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который находятся в свободном доступе…».
Стоит отметить, что УО следует внимательно относиться к обращениям о предоставлении Реестра. Необоснованный отказ в его выдаче или неполное предоставление сведений чревато наказанием в виде штрафа. Такой случай рассмотрим на примере Решения Арбитражного суда Центрального округа (дело № А14-12856/2020).
В городе Лиски Воронежской области управляющая организация «Малое управляющее жилищно-эксплуатационное предприятие № 3 Вектор» отказалась выдать инициатору собрания Реестр. Позднее в адрес собственников помещений УО всё же его предоставила, однако сведения данного документа были изготовлены с нарушением:
- отсутствовали сведения о собственниках;
- Реестр не содержал данные о размерах принадлежащих собственникам долей в праве общей собственности на имущество в МКД.
Собственник помещения в МКД направил в Государственную жилищную инспекцию Воронежской области жалобу, после чего инспекция сочла, что действия УО действительно нарушают положения жилищного законодательства (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ) и лицензионные требования (подпункт «в» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД).
Надзорный орган привлёк управляющего к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив штраф в 125 000 рублей.
Не согласившись с таким решением, УО обратилась за его обжалованием в суд.
Суды первой и второй инстанций отказали компании, посчитав, что она обоснованно привлечена к ответственности, в своём решении Арбитражный суд Центрального округа указал следующее:
-
собственники помещений в МКД ежегодно обязаны проводить годовое общее собрание (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ);
-
УО обязана предоставлять Реестр по обращению лица, которое созывает ОСС, в пятидневный срок;
-
положения ЖК РФ предусматривают, что УО обязана вести Реестр. Этот документ должен содержать достоверные и актуальные сведения. Соответственно, обязанность представить данный документ собственникам помещений МКД можно считать исполненной, если документ соответствует установленным требованиям.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Реестр, который был предоставлен собственникам, не содержал необходимых сведений. УО нарушила лицензионные требования, предусмотренные жилищным законодательством.
Суд отметил:
-
жалоба гражданина, по которой инспекция провела проверку и привлекла УО к ответственности, не была анонимной;
-
нарушения со стороны УО были обнаружены непосредственно должностным лицом, которое уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях;
-
у инспектора имелись достаточные данные, которые указывали на состав административного правонарушения.
Арбитражный суд Центрального округа установил, что порядок и сроки привлечения к административной ответственности были соблюдены. Нижестоящие суды правомерно пришли к выводу о совершении управляющим административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, УО при предоставлении Реестра по обращению собственников и иных лиц, которые могут по закону получить данную информацию, не обязана предоставлять сведения о номерах телефонах и электронной почте собственников помещений МКД:
- данные сведения не содержатся в Росреестре, не являются идентификационными данными для подтверждения права собственности данных граждан, поэтому не являются обязательными сведениями для внесения их управляющими организациями в состав Реестра.
При предоставлении Реестра необходимо указать обязательные требования его содержания в соответствии с действующим законодательством РФ, которое предъявляет условия в виде возможности идентифицировать собственников помещений в данном МКД.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/