Понятие энергосервисного контракта есть в федеральном законе № 261 от 2009 года. Энергосервисный договор – это соглашение, в результате которого выполняются мероприятия, действия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
В России уже немало специализированных организаций, которые предоставляют энергосервисные услуги. Они предлагают различным компаниям, в том числе управляющим в МКД, уменьшить энергозатраты. Энергосервисные учреждения должны брать на себя расходы за оптимизацию, а прибыль получают за счет сэкономленных заказчиком средств.
Сначала делается энергоаудит МКД, потом представитель энергосервисной компании предлагает проект мероприятий. Энергосервисные контракты могут быть заключены и с органами власти, и с бюджетными учреждениями, и с частными, коммерческими организациями, и с собственниками квартир в многоквартирных домах. Другое дело, что зачастую энергосервисным компаниям совсем не интересно заключать договоры с отдельными владельцами квартир. Им выгоднее работать с потребителями больших мощностей энергии.
Обговорим отдельно сроки действия подобных договоров. Они должны действовать с момента заключения и до выполнения всех обязательств сторонами. То есть, срок контракта не должен быть меньше, чем нужно времени для достижения планируемой экономии. Также срок договора предусматривает окупаемость установленного оборудования. В связи с вышеперечисленным, срок энергосервисного договора обычно колеблется от пяти до десяти лет. Впрочем, возможны и другие периоды. Срок окупаемости может быть от трех месяцев до 15 лет (чаще всего это 5 лет).
В энергосервисном договоре должен быть прописан пункт о величине экономии энергетических ресурсов, которая появится в результате проведенных работ. Также должен быть указан срок действия контракта, необходимый для достижения планируемой экономии.
Потребитель энергоресурса не должен предварительно нести никаких затрат и расходовать какие-либо средства.
Размер вознаграждения энергосберегающей компании определяется по соглашению сторон. Он может быть разным. К примеру, соответствовать той сумме, на которую получилась экономия в результате энергосберегающих мероприятий. Если экономии и снижения объема потребления нет, то энергосервисная компания может остаться и без средств.
Энергосервисные договоры долгосрочны, поэтому заранее должна быть достигнута договоренность, кто несёт риски по расходам и эффективности мероприятий.
Методики измерения и расчета эффекта от энергосберегающих технологий одни специалисты называют простыми и понятными, другие убеждены, что это слишком тонкая материя, чтобы её можно было рассчитать. Тем не менее, методики в стране есть и многие компании их используют.
К примеру, в одном из домов Самары ТСЖ установило систему авторегулирования подачи тепла и сэкономило 270 тысяч рублей за год. Теплоузел в доме обновили в рамках энергосервисного контракта с ОАО «Энергосбыт Плюс» и компанией «ЕЭС Гарант».
Система представляет собой автоматический узел регулирования, оснащённый погодными датчиками. Датчик, установленный на самой холодной стене здания, мониторит температуру на улице. В зависимости от его показаний, система увеличивает или уменьшает количество тепла, подаваемое в квартиры МКД.
За установку новой системы собственники дома не платили. Оборудование было установлено в рассрочку, в счёт будущей экономии. Уже за первый отопительный сезон дом сэкономил 270 тысяч рублей. Предполагается, что модернизированный теплоузел окупит себя через пять лет. При этом эксплуатационный срок установленного оборудования составляет 10 лет. После того, как новая система окупится, сэкономленные на теплоэнергии средства жители дома смогут тратить по своему усмотрению.
«В 2017 году Самарский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» предложил установить в нашем теплопункте терморегулятор с погодозависимой автоматикой. На собрании жильцов все проголосовали “за”. И накануне отопительного сезона 2017–2018 оборудование установили», – рассказала председатель ТСЖ Татьяна Брюханова.
Такие истории показывают, что работы, направленные на более эффективное потребление энергии – это возможность сэкономить на коммунальных платежах и завоевать доверие жителей своего дома.