1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ стало лицензионным требованием для большинства управляющих организаций. С начала года приняты и нововведения, касающиеся размещения информации в системе.
Обязанность размещать информацию согласно Стандарту раскрытия информации продолжает действовать до 1 июля 2019 года только для городов федерального значения (ч. 10 ст. 161 ЖК РФ). Управляющие организации, ТСЖ/ТСН, ЖСК и ЖК, расположенные в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, продолжают раскрывать информацию на:
- портале Реформа ЖКХ,
- сайте организации,
- информационных стендах в подъездах МКД.
Сведения на Реформу ЖКХ и сайт организации УО вносят по формам раскрытия информации, утверждённым приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр.
Для управляющих организаций в остальных субъектах РФ 1 июля 2017 года появилась обязанность размещать информацию в ГИС ЖКХ (ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ). Состав, сроки и периодичность внесения данных в систему определены совместным приказом Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр.
Лицензионным требованием размещение информации в ГИС ЖКХ стало 1 января 2018 года. Значит, информацию на портале Реформа ЖКХ управляющие компании во всех субъектах РФ, кроме городов федерального значения, должны были размещать до этой даты, согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 263-ФЗ.
Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ внёс изменения в КоАП РФ, касающиеся административной ответственности управляющих организаций за неразмещение или несвоевременное размещение информации в ГИС ЖКХ. Закон вступил в действие 1 января 2018 года и принёс радостные вести управляющим организациям: штрафы за ГИС ЖКХ уменьшились.
Раньше за неразмещение или размещение в системе недостоверных сведений УО, ТСЖ/ТСН, ЖК, ЖСК могли получить штраф до 30 000 тысяч рублей. Теперь юридические лица штрафовать не будут, и в случае нарушения оштрафовано будет должностное лицо такой организации, сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ).
До изменений в КоАП РФ при совершении повторного правонарушения должностному лицу УО грозила дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. С вступлением в силу № 437-ФЗ такая ответственность изменилась на административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ).
Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ в ст. 13.19.2 КоАП РФ введена административная ответственность для администраторов общих собраний собственников, которые своевременно не разместят сведения о проведенном собрании в систему:
- 3 000 – 5000 рублей для физических лиц;
- 5 000 – 10 000 рублей для должностных лиц.
Документ отменил штрафы управляющим организациям, ТСЖ/ТСН, ЖК, ЖСК за невыполнение в срок предписаний органа ГЖН. Теперь такие штрафы могут быть наложены только на должностных лиц в случае, если предписание ГЖИ об устранении нарушений в ГИС ЖКХ не выполнено или выполнено ненадлежащим образом. Сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Изменения в приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.12.2016 № 74/114/пр внёс приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр. Документ вступил в силу 5 февраля 2018 года, он частично изменил порядок, сроки и состав информации для размещения в системе.
Согласно обновлённому приказу 74/114/пр, заполнять ГИС ЖКХ по-новому управляющие организации, ТСЖ/ТСН, ЖК, ЖСК начнут с 1 октября 2018 года. До этого срока есть время изучить изменения и подготовиться.
Сведения, которые нужно разместить в системе управляющим организациям, по-прежнему содержатся в разделе 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ № 74/114/пр. Часть пунктов изменилась сильно, часть – незначительно.
Договоры с РСО, коммунальные услуги, проведение ОСС
Договоры УО с РСО ресурсоснабжающая организация размещает самостоятельно, это не обязанность управляющих компаний. А при размещении дополнительного соглашения к уже имеющемуся договору в ГИС ЖКХ в окне «дата начала действия договора» нужно отобразить дату основного договора.
Данные по коммунальным услугам размещают те управляющие организации, которые являются исполнителями коммунальных услуг. Также исполнитель коммунальных услуг размещает в ГИС ЖКХ данные об индивидуальных приборах учёта.
Перечень работ и услуг в ГИС ЖКХ должен совпадать с перечнем услуг в договоре управления. В случае, если в течение года изменился тариф, то в системе необходимо разместить два разных перечня на разные периоды.
Договор с провайдером считается договором на использование общего имущества.
Полностью удалить договор управления МКД из реестра договоров, если он был заведён по ошибке, не получится. Но его можно аннулировать.
Комиссию Почта Банку за оплату через ГИС ЖКХ оплачивает лицо, которое выставило платёжный документ. Так сказано в договоре-оферте, размещённом в ГИС ЖКХ.
Управляющая организация должна размещать в ГИС ЖКХ все протоколы ОСС в разделе «Голосования», даже если размер платы за содержание и текущий ремонт не поменялся. В ГИС ЖКХ нужно разместить оригинал протокола ОСС до того, как отправить его в ГЖИ. А вот протоколы ТСЖ/ТСН размещать в ГИС ЖКХ не нужно.
Что делать, если в Росреестре неверные сведения, а на заявления УО ведомство не реагирует? С точки зрения российского законодательства, информация, которая размещается Росреестром, считается эталонной.
Порой данные, которые передаются Росреестром, не соответствуют действительности. При расчёте УО может использовать свои данные. Если сотрудники Росреестра не реагируют на заявления УО, необходимо, чтобы возмутились собственники помещений МКД. Они сами могут обратиться с заявлением в Росреестр.
Бывает, что информация о собственниках квартиры отсутствует в Росреестре, потому что её не передали из БТИ. Собственники отказываются предоставить информацию, и непонятно, где и как её получить. А получить такие сведения, действительно, нигде не получится. В таком случае можно включить в договор управления условие о том, что собственники должны предоставлять подобные сведения.
По материалам сайта Росквартал https://portal.roskvartal.ru.