Главная \ Новости ЖКХ \ Водомат на стене МКД. Что нужно знать управляющей организации

Водомат на стене МКД. Что нужно знать управляющей организации

Водомат на стене МКД. Что нужно знать управляющей организации

Управляющая организация, имея соответствующие полномочия, заключила договор аренды 1 кв.м фасада МКД для размещения так называемого «водомата» (вендинговый автомат по продаже питьевой воды в розницу). Подобные аппараты уже не редкость в городах, и суть их достаточно проста: аппарат имеет сменный фильтр (об исчерпании ресурса которого владелец получает SMS), купюроприёмник и примитивный разливной механизм. Для функционирования водомата необходимо подключение к сетям холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения.

И вот в ходе обычной проверки взгляд инспектора РСО зацепился за водомат, точнее - за подключение к сети ХВС...

В адрес владельца водомата РСО направило письмо о необходимости заключения договора с РСО и оплаты «за увеличение нагрузки» на сетях РСО. Устно было сказано также о возможном привлечении управляющей организации к ответственности «за увеличение нагрузки».

Необходимо понимать следующее: водомат не субабонент управляющей организации. Владелец водомата, арендующий 1 кв.м. фасада МКД, не является ни собственником, ни пользователем помещений в МКД, а потому - не потребитель с точки зрения Правил № 354.

В силу прямого указания п. 1 Правил № 354, они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Абзацем третьим п. 7 Правил № 354 установлено, что поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами.

При этом Правила № 354 никак не регулируют вопрос оказания коммунальных услуг в МОП, на фасаде и в прочих местах, относящихся к ОИ МКД. Всё, что выливается не в жилых/нежилых помещениях, является КР СОИ с точки зрения стремительно меняющегося законодательства. Но не спешите радоваться - к водомату КР СОИ не имеет никакого отношения.

Указанные нормы Правил № 354 приводят к выводу о том, что арендатор площади фасада МКД, разместивший водомат, в отношениях с управляющей организацией не подпадает под категорию потребителей коммунальных услуг, ибо расход потребляемых водоматом коммунальных ресурсов:

  • не связан с личным потреблением собственника помещения в МКД;

  • не привязан к конкретному жилому или нежилому помещению в МКД.

Соответственно, если потребление водоматом коммунальных ресурсов попадает под учёт общедомового прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса, управляющая организация не имеет оснований к вычитанию из учтённого ОДПУ объёма потребления расхода КР на обеспечение функционирования водомата, ибо водомат не установлен в жилом/нежилом помещении МКД и его владелец не является субабонентом для управляющей организации.

И при этом пункты 21, 21.1 Правил № 124 не позволяют относить потреблённый водоматом объём коммунального ресурса ни на потребление жилых/нежилых помещений, ни на цели содержания ОИ в МКД, в следствие чего для управляющей организации в МКД, оборудованном ОДПУ, в перспективе вероятен риск «небаланса», который она будет обязана покрывать за счёт собственных средств.

Если же потребление водоматом коммунальных ресурсов не попадает под учёт общедомового прибора учёта соответствующего вида коммунального ресурса, управляющая организация в перспективе имеет риск предъявления претензий со стороны РСО в самовольном пользовании централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в понятиях Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 № 644), ибо водомат чаще всего подключается к сетям в подвальном помещении МКД, доступ в которое имеет лишь персонал управляющей организации.

Сказанное подтверждает правомерность требования РСО о заключении договора водоснабжения и водоотведения, поскольку в рассматриваемой ситуации владелец водомата обязан заключить с РСО договор на условиях, определённых Правилами № 644.

Что касается аргумента РСО об «увеличении нагрузки», следует в любом случае знать технические характеристики водомата и соотносить его функционирование с согласованными в договоре между управляющей организацией и РСО режимом и параметрами качества водоснабжения.

Присоединение к внутридомовым инженерным сетям водоснабжения водомата и его использование может оказать негативное влияние качество коммунальных услуг, регламентированное Правилами № 354.

Так, п. 3 Приложения № 1 к Правилам № 354 указаны пределы давления в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора с указанием на недопустимость отклонения давления.

Не исключается риск того, что присоединённый водомат может повлечь снижение давления (напора воды) в точках разбора в помещениях потребителей. В данном случае именно управляющая организация будет нести риск неблагоприятных последствий:

  • в виде перерасчёта размера платы за некачественную коммунальную услугу (если управляющая организация является ИКУ);

  • в виде возмещения убытков (если управляющая организация не является ИКУ) потребителям и (или) РСО.

В любом из указанных случаев управляющая организация так или иначе может понести ответственность в соответствии с условиями заключённого с РСО договора, поскольку последняя отвечает за качество поставляемого КР только до точки поставки, каковой считается либо стена здания, либо ОДПУ.

Если РСО является ИКУ, появление водомата на внутридомовой сети ХВС будет расценено как обстоятельство, влияющее на режим и параметры водоснабжения.

Что касается негативных перспектив для владельца водомата, мы полагаем очевидным бездоговорное потребление коммунального ресурса со всеми вытекающими (простите за каламбур) последствиями, поскольку водомат используется в коммерческих целях.

Согласно подп. «а» п. 15 Правил № 776 при расчётном способе коммерческого учета воды применяется метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

В соответствии с подп. «а» п. 16 Правил № 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года.

При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев.

В соответствии со спецификой законодательства об энергоснабжении, в отношении обязанности по оплате, по общему правилу, действует принцип «платит тот, кто фактически потребляет», что справедливо и в случае бездоговорного потребления коммунального ресурса. Поэтому РСО вряд ли будет требовать оплату с управляющей организации, отношения с которой урегулированы жилищным законодательством и которая полностью оплачивает объём потребления в жилых помещениях и КР СОИ.

Таким образом, владелец водомата должен оформить свои отношения с РСО, а управляющей организации надлежит руководствоваться положениями заключённого с РСО договора ресурсоснабжения, в том числе в части договорных мер ответственности за действия/бездействие, повлекшее невозможность для РСО выполнить договорные обязательства перед управляющей организацией и (или) потребителями в части обеспечения параметров качества подачи КР.

По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/

Теги водомат водомат на стене многоквартирного дома водомат на стене МКД
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
Ваш вопрос / комментарий:
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.32/1
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС