Главная \ Новости ЖКХ \ Проблема получения УО персональных данных граждан-должников, необходимых для обращения в суд

Проблема получения УО персональных данных граждан-должников, необходимых для обращения в суд

Проблема получения УО персональных данных граждан-должников, необходимых для обращения в суд

Взыскание задолженности через суд путем подачи искового заявления или заявления о выдачи судебного приказа является значимой для УО сферой деятельности.

В соответствии с положениями статьи 124 и 131 ГПК РФ в заявлении о выдаче судебного приказа/исковом заявлении должны быть указаны сведения о должнике/ответчике: для гражданина-должника/ответчика - фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

И хотя Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. №498-ФЗ до 1 июля 2022 года приостановлено действие требования об обязательном указании одного из идентификаторов должника-гражданина при подаче искового заявления/ заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с граждан коммунальных долгов юридическими лицами и ИП, занятыми в сфере ЖКХ, на практике суды, зачастую, не принимают заявления, в которых не указано место жительства, дата и место рождения должника или идентификатор, а если и выдает исполнительный документ, то проблемы продолжаются на стадии исполнительного производства.

УО и РСО получить такие сведения самостоятельно от самого гражданина достаточно затруднительно.

Решить ситуацию с помощью запроса в МВД решила одна из ресурсоснабжающих компаний, которые наравне с УО также попадают под вышеуказанный мораторий.

ПАО "Россети Северный Кавказ" обратилось в МВД России по Правобережному району РСО-Алания с запросом, в котором просила выдать адресно-справочную информацию о гражданах с указанием даты и места рождения, серии паспорта и адреса регистрации по месту жительства или фактического проживания, указав, что запрошенная информация нужна для оформления судебных приказов на взыскание долгов по коммунальной услуге электроснабжения, кроме того, отсутствие персональных данных нарушает баланс интересов стороны договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг, который вправе располагать указанными сведениями

МВД, со ссылкой на статью 9 Федерального закона №152-ФЗ "О персональных данных", выдать указанную информацию отказалось, указав, что запрошенные сведения относятся к персональным данным, а указанные в запросах граждане не давали МВД своего согласия на передачу их персональных данных третьим лицам.

Не согласившись с отказом, РСО обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконными решения отдела Министерства внутренних дел России по Правобережному району РСО-Алания от 24.06.2021 об отказе в предоставлении обществу адресно-справочной информации в отношении должников и обязать отдел МВД предоставить обществу адресно-справочную информацию в соответствии с Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в отношении заявленных должников.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12 ноября 2021 г. по делу №А61-2921/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд апелляционной инстанции также встал на сторону МВД, оставил решение суда первой инстанции в силе.

В Постановлении от 3 февраля 2022 г. №16АП-5216/21 по делу №А61-2921/2021 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал следующее:

«..Закон о персональных данных, принятый, как указывается в его статье 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ч.3 ст.3 Закона №152-ФЗ).

В соответствии с п. 1, 2, 5 и 7 ч. 1 ст.6 Закона №52-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Таким образом, по общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона №152-ФЗ).

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", пп.32 п.13 Положения о МВД РФ и Типового положения о территориальном органе МВД РФ по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 №699, пп. 28 п. 10 Типового положения о территориальном органе МВД РФ на районном уровне, утвержденного приказом МВД от 05.06.2017 №355, п. 62, 73, 84 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденного приказом МВД от 30.09.2017 №752 (далее - Административный регламент), указал, что органами Министерства внутренних дел осуществляется учет и хранение сведений о гражданах РФ, а не о местах их пребывания или жительства.

В системе МВД ведется личностный, а не адресный учет граждан РФ, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства на территории РФ (по ФИО в алфавитном порядке).

Согласно пункту 62 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления от физического лица либо юридического лица о предоставлении адресно-справочной информации (приложения N 1, 3 и 4 к Административному регламенту) или уведомления о выявленных противоречиях (приложение N 2 к Административному регламенту).

Исходя из пункта 73 Административного регламента представление услуги осуществляется при проведении сверки сведений, указанных в заявлении, с имеющейся в учетах Министерства внутренних дел адресно-справочной информацией.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у отдела полномочий по предоставлению информации о лицах, указанных в запросах общества, в отсутствие соответствующего согласия.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые обществом решения не могут быть признаны незаконными, поскольку порядок предоставление органами МВД персональных данных субъекта третьим лицам без его согласия не предусмотрен.

Ссылки подателя жалобы на отсутствие персональных данных в нарушении баланса интересов стороны договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг, который вправе располагать указанными сведениями, а также на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии заключенных договоров энергоснабжения с субъектами персональных данных, в отношении которых были запрошены персональные данных, подлежат отклонению в силу следующего.

Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. №1810-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки В. на нарушение ее конституционных прав п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О персональных данных" содержит вывод о том, что п. 5 ч.1 ст.6 данного закона, допуская обработку персональных данных РСО, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, справедливый баланс их законных интересов и не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы заявительницы в указанном в жалобе аспекте.

Приведенная позиция не распространяет действие указанной выше нормы на возможность предоставления ресурсоснабжающей организации органами МВД персональных данных физических лиц без их согласия, поскольку затрагивает иные правоотношения, связанные с возможностью обработки персональных данных стороной договора, предоставленных непосредственно субъектом в рамках реализации договорных отношений.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Таким образом, попытка РСО получить необходимые данные о должниках через МВД потерпела неудачу, хотя дело дошло только до апелляции.

Однако полагаем, что для организации дальнейшее судебное разбирательство не представляет особого интереса, поскольку с 20 июня 2022 года вступят в силу изменения в статьи 124 и 131 ГПК РФ , предусматривающие, что в случае, если истцу (взыскателю), неизвестны дата и место рождения ответчика (должника) или его идентификатор, об этом указывается в исковом заявлении (заявлении о выдаче судебного приказа) и необходимая информация по запросу суда предоставляется органами ПФР, внутренних дел и налоговыми органами.

А пока у РСО и УО так и отсутствует возможность получить необходимые данные о гражданах путем самостоятельного обращения в соответствующие органы.             

По материалам сайта «Бурмистр.ру» https://burmistr.ru/

Теги персональные данные судебная практика ПДн
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
Ваш вопрос / комментарий:
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.32/1
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС