В состав иных документов, подлежащих передаче при смене управляющей организации (далее – УО) включается также реестр собственников помещений в МКД, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) (пп. «д(1)» п. 26 Правил 491 в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090).
Положениями части 3.1 статьи 45 ЖК РФ установлено, что УО обязана вести реестр собственников помещений в МКД, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать их ФИО, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является данное лицо, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, данная норма позволяет не получать согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре в случае, установленном настоящей статьей, а именно, при поступлении запроса о предоставлении такого реестра в целях созыва и организации проведения ОСС.
За отказ либо уклонение от передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирным домом документов статьей 7.23.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно пп. «б» п. 4 Правил 416 сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных рассматриваются как стандарт управления МКД.
Как следует из вышеприведенных норм, при смене УО обязанность по передаче реестра собственников помещений в МКД возлагается на ранее управлявшую МКД организацию.
Стоит отметить, что отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон 152-ФЗ).
По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона 152-ФЗ).
Под обработкой персональных данных (далее - ПД) понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 Закона 152-ФЗ).
В силу требований ст. 7 Закона 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, обработка персональных данных допускается в том случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ).
Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта персональных данных на обработку указанных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Апелляционным определением Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015 по спору между заемщиком и банком.
Аналогичный вывод содержится также в Апелляционном определении Ленинградского областного суда от 21.02.2018 № 33-337/2018 по делу № 2-2350/2017:
«Из изложенного следует, что обработка персональных данных допускается или с согласия субъекта персональных данных или в случаях необходимости исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, то есть одной из сторон является лицо, осуществляющее в соответствии с заключенным договором в дальнейшем обработку персональных данных субъекта, а другой стороной договора (или выгодоприобретателем, поручителем) является субъект персональных данных.
Таким образом, названные положения (п/п 1 и п/п 5 пункта 1 статьи 6 Закона) защищают субъектов персональных данных от несанкционированного доступа к их данным со стороны других граждан, криминальных структур, представителей государственных органов, служб, организаций и учреждений, не имеющих на то соответствующих полномочий, путем регулирования порядка доступа субъектов к персональным данным».
Несмотря на то, что действующее законодательство не содержит прямого указания на получение от собственников помещений МКД согласия на передачу их персональных данных в случаях если такие данные требуются третьему лицу во исполнение договора, стороной по которому будут выступать все те же собственники помещений МКД, в некоторых регионах позиция контролирующих органов сводится к тому, что даже в рассматриваемой ситуации управляющим организациям необходимо заручиться согласием собственников на передачу их данных новой УО.
Об отсутствии обязанности УО на получение согласия собственников при переходе МКД в другую УО свидетельствует следующая судебная практика.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2016 по делу № А12-47509/2015 по делу о рассмотрении заявления УО о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.2. КоАП РФ.
При проведении проверки Инспекцией, в том числе, были выявлены нарушения, выразившиеся в том, что сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в МКД на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, в ООО «МУК г. Волгограда» из ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» переданы не были.
«Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем соответственно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раздела V Правил, подпункта «б» пункта 4, пункта 19 Правил.
Административный орган квалифицировал по части 1 статьи 7.232 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущенные нарушения…
В соответствии с апелляционной жалобой заявитель считает, что не нарушил требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в части передачи технической документации и иных связанных с управлением многоквартирными домами документов (информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая актуальные списки в электронном виде и (или) на бумажных носителях, поскольку документы не переданы в связи с необходимостью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных».
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» на основании следующего:
«По мнению апелляционной коллегии, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы, доводы апелляционной жалобы - несостоятельны.
Передача в адрес ООО «МУК г. Волгограда» сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, не нарушает требований действующего законодательства о защите персональных данных.
Обязанность по передаче сведений о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирных домах на основании договоров, закреплена в подпункте «б» пункта 4, пункте 19 Правил.
Обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем (подпункт 5 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Документация на многоквартирный дом, в том числе сведения о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирных домах, а также о лицах, использующих общее имущество в домах на основании договоров, необходима для корректного и правомерного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги с учетом сведений о количестве зарегистрированных граждан, наличии (отсутствии) приборов учета и т.д.
ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», нарушив требования Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении требования».
По материалам блога Бурмистр.ру.