В последнее время все больше и больше граждан обеспокоены ущемлением их прав и законных интересов, в том числе, и в вопросах, касающихся разглашения персональных данных (далее - ПД). Несмотря на то, что судебная практика по персональным данным не очень обширна, но все же она имеет место быть. В данной статье, мы рассмотрим наиболее интересные, на наш взгляд, судебные акты.
Но вначале необходимо остановиться на основных моментах, регламентирующих обработку персональных данных, которые регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ).
Итак, персональными данными считается любая информация, прямо или косвенно относящаяся к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
При этом, под обработкой персональных данных понимаются любые действия, совершаемые с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Управляющая организация, являясь оператором по обработке персональных данных собственников, чтобы не нарваться на штраф, должна соблюдать требования Закона № 152-ФЗ.
Как следует из статьи 7 Закона № 152-ФЗ операторы обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пункт 2 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ указывает на то, что обработка персональных данных может осуществляться без получения согласия субъекта, если такая обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Перейдем к судебной практике:
1. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 28.05.2015г. по делу № 33-4507/2015:
«В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом…
Утверждение представителя заявителя о том, что включение в протокол явочного листа с указанием фамилий, инициалов, площадей квартир и долей в праве общей собственности правомерно и соответствует положениям статьи 181.2 Гражданского кодекса РФ и части 4 статьи 143 Жилищного кодекса РФ, не может быть признано состоятельным, поскольку упомянутые нормы регламентируют содержание протокола общего собрания, при этом объем сведений о лицах, принявших участие в собрании, императивно законом не установлен…
Кроме того, при размещении в сети Интернет документов о деятельности товарищества, последнее обязано соблюдать требования статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», в том числе посредством обезличивания персональных данных, если таковые имеются.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что распространение в сети Интернет персональных данных собственников помещения в таком объеме как: фамилия, имя, отчество, номер квартиры, площадь жилого помещения, процент от общего числа голосов является избыточным и ведет к нарушению прав субъектов на конфиденциальность персональных данных».
2. Апелляционное определение Омского областного суда от 11.09.2019г. по делу № 33-5824/2019:
«Требования истца о блокировании информации о его персональных данных основаны на утверждении об отсутствии фактического проведения общего собрания собственников многоквартирного дома и фальсификации протокола от 31 марта 2015 г., на неточность своих персональных данных И. не указывает…
Между тем, истцом допустимых доказательств в подтверждение доводов о фальсификации протокола общего собрания суду не представлено. Доказательства обжалования и признания не соответствующим закону решения общего собрания собственников многоквартирного жилого дома от 31 марта 2015 г. истцом суду не представлено...
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", действовавшим до 01 июля 2019 г., управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (пункт 3 указанных Стандартов).
При указанных обстоятельствах ответчик ЗАО "УК "Левобережье" правомерно разместил на официальном сайте требуемую информацию, в том числе с указанием персональных данных истца, оснований для блокирования настоящей информации отсутствуют…».
Как усматривается из вышеприведенной судебной практики позиция судов в вопросе правомерности размещения на сайте протоколов ОСС, содержащих персональные данные субъектов, различна.
Стоит обратить внимание, что данные дела рассматривались в тот момент, когда в соответствии со Стандартом раскрытия информации № 731 у ТСЖ/УО существовала обязанность размещения информации на Реформе ЖКХ и собственном сайте УО, либо на сайте органа исполнительной власти субъекта/ОМСУ.
Вместе с тем, действующее законодательство устанавливает обязанность размещать протокол ОСС с приложениями только в ГИС ЖКХ. Учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона 152-ФЗ размещение в ГИС ЖКХ сведений, содержащих персональные данные в отсутствие согласия на их обработку, не будет являться нарушением, поскольку размещение информации осуществляется УО/ТСЖ во исполнение требований законодательства.
3. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 05.11.2019г. по делу № 33а-7860 (2а-3125/19):
«На административного ответчика возложена обязанность предоставить У.Г.А. для ознакомления все имеющиеся в Государственной жилищной инспекции Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним состоявшихся после 01 октября 2018 года общих собраний собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе У.Г.А. просит изменить решение районного суда, исключить из мотивировочной части решения суждение о том, что копирование приложенных к протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирного дома бюллетеней для голосования, в том числе путем их фотографирования при ознакомлении с ними, повлечет за собой фактическое распространение персональных данных…
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Каким образом копирование бюллетеней, в том числе путем их фотографирования, самим У.Г.А. при ознакомлении с бюллетенями, повлечет раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц, из решения не следует.
С учетом этого указание районного суда на то, что копирование бюллетеней, в том числе путем их фотографирования при ознакомлении с ними У.Г.А., повлечет за собой фактическое распространение персональных данных, не может расцениваться как соответствующее положениям приведенного выше п.5 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ и подлежит исключению из мотивировочной части решения суда».
Таким образом, суд посчитал, что копирование конкретным лицом решений ОСС не влечет раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц и удовлетворил требования заявителя.
4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2017г. № Ф09-771/17 по делу № А60-30267/2016:
«Заявителем в информационной системе был размещен типовой договор управления, подлежащий заключению с каждым из собственников помещений в многоквартирном доме, при этом, размещение всех договоров не представилось возможным из-за отсутствия технической возможности официального сайта в сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru, что подтверждено службой технической поддержки ГИС ЖКХ…
Тем не менее, после вынесения департаментом решения от 24.05.2016 N 29-01-82/10455, управляющая компания разместила на официальном сайте в сети "Интернет" www.dom.gosuslugi.ru информацию о собственниках, подписавших договор управления, устранив и эти замечания департамента, однако решением от 06.06.2016 N 29-01-82/11844 департамент вновь отказал обществу во внесении изменений в реестр лицензий.
Оценив сложившуюся ситуацию, суды правомерно указали, что отсутствие в информационной системе реестра собственников, заключивших с управляющей компанией договоры управления, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, поскольку соответствующая информация была представлена департаменту в документальном виде.
При этом документы, приложенные управляющей компанией к заявлению, соответствовали предъявляемым требованиями; все сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и не противоречат уже содержащимся в реестре сведениям; указанные недостатки в размещении информации, а также то, что к заявлению о внесении изменений обществом были приложены первая и последняя страницы договора управления от 28.04.2016, а в системе размещен электронный образец договора, содержащий все разделы договора, не свидетельствуют о недостоверности представленной обществом информации, являются легко устранимыми и не нарушают чьи-либо права и законные интересы...
Кроме того, как правильно указал апелляционный суд, недостоверность раскрытых сведений и документов о многоквартирном доме на официальном сайте в сети "Интернет", на наличие которой ссылается департамент, в силу п. 10 Порядка от 25.12.2015 может являться основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, но не основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий».
Вот так остались не выполненными требования ГЖИ о размещении информации в ГИС ЖКХ в целях включения МКД в реестр лицензий УО.
По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/