В данной статье продолжаем разбираться в нюансах проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и рассказываем о том, могут ли входить в счётную комиссию председатель и секретарь ОСС, также вправе ли собственники на собрании отменить принятые на прошлых ОСС решения.
В 2018 году Минстрой РФ в письме от 28.02.2018 № 7252-ЕС/04 дал пояснения по вопросу, законно ли включать в состав счётной комиссии на ОСС избранных председателя и секретаря собрания. Ведомство указало, что правила оформления протоколов ОСС утверждены приказом № 937/пр, действовавшим на момент составления письма (с 5 марта 2019 года – приказ № 44/пр). В п. 21 № 937/пр написано, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о ФИО лица, председательствующего на общем собрании, секретаря, членов счётной комиссии, их подписи и даты проставления. Если собственники на собрании отклонили кандидатуры председателя и секретаря, включённые в повестку дня, то протокол подписывает инициатор ОСС.
При этом в письме говорится, что жилищное законодательство не содержит обязательного условия по созданию счётной комиссии для подсчёта голосов собственников и не определяет перечень требований к членам такой комиссии. Также в НПА не содержится ограничений и запретов к составу счётной комиссии или зависимости такого состава от того, кто инициировал ОСС.
Поэтому Минстрой РФ ссылается на пп. 4 ч. 4, пп. 4 ч. 5 ст. 181.2 ГК РФ, которыми установлено, что в протоколе ОСС должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов. Ведомство делает вывод, что на ОСС правомерно включить в счётную комиссию председателя и секретаря такого собрания, если ранее на собрании собственники не решили иное. При этом на ОСС участники могут определить требования к членам счётной комиссии, которые будут обязательны для исполнения согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ.
Также Минстрой РФ в письме № 7252-ЕС/04 указал, что законодательство не содержит обязательного требования составлять отдельный протокол счётной комиссии по итогам голосования собственников. Его отсутствие не влияет на легитимность решений, принятых на ОСС.
Письма Минстроя РФ носят рекомендательный характер, но при этом учитываются судами при вынесении решений. Одним из примеров является решение Геленджикского городского суда от 04.06.2018 по делу № 2-1321/2018, и ВС РФ в определении ВС РФ от 10.09.2019 № 18-КГ19-88 согласился с ним.
В суд обратился собственник помещения МКД, требуя признать недействительным протокол ОСС о смене управляющей организации. Одним из оснований для этого собственник привёл то, что порядок проведения ОСС, установленный законом, исключает вхождение председателя и секретаря собрания в состав счётной комиссии. Такая комиссия правомочна только в том случае, если в неё избраны лица, не являющиеся председателем и секретарём собрания.
Суд первой инстанции указал, что для признания решения ОСС недействительным, необходимо:
- чтобы такое решение было принято с нарушением требований ЖК РФ о компетенции общего собрания, при отсутствии кворума, при выходе за пределы повестки дня, при принятии решения простым большинством голосов, хотя требовалось принятие квалифицированным большинством и другое;
- чтобы собственник не принимал участия в соответствующем общем собрании или голосовал против принятого решения;
- чтобы решением были нарушены его права и законные интересы.
Поскольку собственник на собрании присутствовал и голосовал, то решение ОСС не может считаться недействительным, в том числе на основании того, что председатель собрания и секретарь вошли в счётную комиссию.
Апелляционный суд, однако, встал на сторону собственника, усмотрел нарушения в оформлении протокола ОСС: ответчик не доказал, что счётная комиссия сформирована согласно требованиям законодательства, а протокол был подписан ненадлежащим лицом.
ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу избранной УО и инициаторов ОСС, сослался на письмо Минстроя РФ № 7252-ЕС/04 и подтвердил, что в действующем законодательстве отсутствуют требования к кандидатурам и числу членов счётной комиссии. В НПА отсутствует прямой императивный запрет избранному председателю и секретарю ОСС входить в состав счётной комиссии. Формирование состава счётной комиссии и требования к её членам законодателем оставлено на усмотрение общего собрания.
ВС РФ указал, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что счётная комиссия является правомочной при условии избрания в неё иных лиц, кроме избранных собранием председателя и секретаря общего собрания, противоречит нормам материального права. ВС РФ также отклонил и другие доводы апелляционного суда и отменил его определение, отправив дело на повторное рассмотрение.
Второй вопрос, который нередко возникает у УО и собственников: может ли ОСС отменить ранее принятые на собраниях решения. Существует две противоположные позиции:
- Да, поскольку является органом управления МКД и может изменять и отменять свои решения (например, дело № А49-4775/2017).
- Нет, не может, поскольку недействительным решения ОСС вправе признать только суд (апелляционное определение Пермского краевого суда от 18.04.2016 по делу № 33-4019).
Точку в вопросе расставил Конституционный суд РФ в определении от 18.07.2019 г. № 1981-О. Собственник помещений в МКД попытался оспорить конституционность ч. 6 ст. 46 ЖК РФ и ст. 1814 ГК РФ, поскольку исключают возможность отмены общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ранее принятого решения.
КС РФ не стал рассматривать жалобу, указав на то, что указанные нормы ЖК РФ и ГК РФ не препятствуют принятию общим собранием нового решения по тому же вопросу, и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Следовательно, собственники на ОСС не могут отменить ранее принятое решение, это входит в компетенцию суда, зато могут снова проголосовать по тому же вопросу.
При проведении общих собраний собственников помещений в МКД управляющие организации и жители дома часто сталкиваются с противоречивыми ситуациями, которые решаются в суде. Если дело доходит до ВС РФ или даже КС РФ, то инициаторы и участники общих собраний могут получить максимально легитимные ответы на свои вопросы и руководствоваться ими в дальнейшем: ВС РФ прояснил, что председатель и секретарь общего собрания могут входить в состав счётной комиссии, что соответствует позиции Минстроя РФ.
ВС РФ указал на необязательность составления отдельного протокола счётной комиссии, его отсутствие не делает протокол ОСС и решения собственников недействительными. КС РФ определил, что протокол общего собрания вправе признать недействительным только суд, собственники на ОСС не могут отменить ранее принятое решение, только снова проголосовать по тому же вопросу.
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/provedenie-oss/11390/nyuansy-provedeniya-oss-razyasnyayut-minstroy-verhovnyy-sud-i-ks-rf