Главная \ Новости ЖКХ \ Оплата ЖКУ за несовершеннолетних сирот

Оплата ЖКУ за несовершеннолетних сирот

Оплата ЖКУ за несовершеннолетних сирот

Правоспособность гражданина по Гражданскому кодексу РФ (далее — ГК РФ) начинается с рождения и заканчивается смертью. То есть, право иметь в собственности жилье в многоквартирном дома (МКД) может также быть у несовершеннолетних сирот, которые находятся, например, в детском доме или под опекой третьих лиц. Кто же в этом случае должен оплачивать жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в таких помещениях? Ведь долги за ЖКУ — это прямые убытки управляющих организаций (УО) и ресурсоснабжающих организаций (РСО).

Ни Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ), ни иные НПА не предусматривают освобождения от оплаты ЖКУ детей-сирот, пока они находятся в детских домах либо под опекой третьих лиц. Пунктом 11 ст 155 ЖК РФ неиспользование жилого помещения не является основанием для неоплаты за его содержание и коммунальных услуг.

С 06 апреля 2019 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 06.04.2019 № 656-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2019 - 2021 годы» (далее - Распоряжение 656) принятого взамен Распоряжения Правительства РФ от 22.01.2015 № 72-р «Об утверждении комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 - 2017 годы».

В распоряжении указаны меры, которые должны принять органы законодательной и исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ, межведомственное взаимодействие этих органов, а также нормативно-правовые (НПА) акты, которые должны быть приняты во исполнение данного распоряжения, в том числе и в части оплаты ЖКУ по жилым помещениям, принадлежащим таким детям-сиротам.

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) дети-сироты подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот.

Статьей 18 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Закон об опеке) законные представители детей-сирот под надзором органа опеки и попечительства обязаны принимать меры по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за ребенком-сиротой. То есть, опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного. Таким образом, опекун имеет право извлекать выгоду из имущества подопечного, чтобы потом на эти средства содержать это имущество, конечно, под надзором органов опеки.

Но наше государство является социальным государством, следовательно, для социально-незащищенных слоев населения,к которым относятся и дети-сироты, должны быть обязательно приняты меры социальной поддержки в аналогичных случаях. 

В силу ст. 37 ГК РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, законные представители обязаны оплачивать принадлежащее ребенку-сироте жилое помещение за счет доходов подопечного. А также в обязанности законных представителей входит выполнение всего комплекса необходимых мер, таких как взаимоотношения с УО, РСО и иными органами и организациями, вытекающими из прав на жилое помещение, и т.д. Законными представителями следует считать опекунов, попечителей, усыновителей, а также руководителя учреждения, где содержится сирота.

Исходя из вышеуказанного, Распоряжения 656 меры социальной поддержки оказываются в отношении детей сирот путем внесения изменений и дополнений в действующие законы как федеральные, так и субъектов РФ. В некоторых регионах приняты законы, освобождающие детей-сирот от несения обязанности по содержанию жилого помещений и оплате коммунальных услуг за счет бюджетов соответствующих уровней, что и прописывается в нормах о финансировании данных законов.

Постановление 16ААС от 12 декабря 2018 г. № 06АП-6427/2018:

 «...Статьей 148 СК РФ определено, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 ГК РФ.

Согласно статье 37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Поскольку право собственности на имущество зарегистрировано за администрацией, и в спорный период квартира и соответствующие документы были переданы в отдел по охране детства управления образования администрации города Благовещенска, то с учетом статьи 210 ГК РФ администрация, как собственник имущество несет бремя его содержания. Доказательства получения опекуном денежных средств на оплату коммунальных услуг по незаселенным жилым помещениям, переданным несовершеннолетним по найму, не представлены.

Судом отклонен довод ответчика о том, взыскание с долга за вывоз твердых бытовых отходов (очистка) необоснованно по причине незаселенности квартиры в спорный период. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11 статьи 155 ЖК РФ).

Вышеизложенное правильно установлено судом первой инстанции, обратного другими лицами, участвующими в деле, не доказано.

ООО «Благ-РКЦ» осуществляет выставление и прием платежей за жилищно-коммунальные услуги в пользу ООО «Благовещенская Управляющая компания» на основании агентского договора от 01.05.2014, по условиям которого юридические и фактические действия по взысканию дебиторской задолженности, в том числе в судебном порядке, осуществляет истец.

Из материалов дела усматривается, что в период с 11.12.2014 по 17.05.2017 по спорному помещению оказаны жилищно-коммунальные услуги, в том числе по вывозу твердых бытовых отходов (очистка), по содержанию жилья (содержание и ремонт), по коммунальной услуге теплоснабжение (отопление), по коммунальной услуге ГВС и ХВС для нужд ОДН.

Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком как собственником спорного помещения суду в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.

Учитывая, что заключение договора найма не повлекло за собой фактическое вселение и проживание К.Н.Ю. в жилом помещении, которое в спорном периоде находилось в фактическом владении муниципального образования в лице структурного подразделения органа местного самоуправления, суд первой инстанции принял правильное решение о взыскании с муниципального образования в лице Администрации основного долга».

Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 03.07.2017 № 44г-59/2017: 

«...Из приведенным правовых норм следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользование, которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их нахождения в образовательных учреждениях для детей-сирот возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда.

Несовершеннолетний, оставшийся без родительского попечения и помещенный в соответствующее образовательное учреждение для детей-сирот, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким несовершеннолетним лицом.

Не установлена законом данная обязанность и в отношении образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пребывания в таком учреждении несовершеннолетнего, за которым сохраняется право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда.

Как видно из приобщенного к материалам гражданского дела Устава, школа-интернат № 19 является юридическим лицом, некоммерческой организацией - краевым государственным казенным общеобразовательным учреждением, реализующим адаптированные основные общеобразовательные программы. Учредителем школы-интерната является Хабаровский край. Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ.

...Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по <адрес>, закрепленное согласно распоряжению главы сельского поселения «Поселок Горин» от 21.07.2006 г. № 190-р за несовершеннолетним Б., оставшимся без попечения родителей, в период пребывания несовершеннолетнего в школе-интернате № 19 находилось в муниципальной собственности, сохраняло принадлежность к муниципальному жилищному фонду и на момент разрешения настоящего дела судами. Данное жилое помещение в ведение школы-интерната № 19 не передавалось. Администрация муниципального образования, осуществляя полномочия собственника, распоряжалась имуществом, заключив 15.08.2013 г. договор о предоставлении данного жилого для временного (до 31.12.2014) проживания гр. Д. с возложением на поднанимателя обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг.

При таком положении следует признать ошибочным вывод об обязанности образовательного учреждения за счет собственных средств нести расходы, связанные с содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, закрепленного за несовершеннолетним учащимся, а также уплатить пени за несвоевременное внесение указанной платы.

...Кроме того, суд апелляционной инстанции, изменяя постановленное по делу решение мирового судьи, принял решение об отказе МООО «ТЭП» в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения «поселок Горин» Солнечного муниципального района Хабаровского края, то есть в нарушение положений части 3 статьи 196 ГПК РФ разрешил по существу требование, которое истцом предъявлено не было и судом не рассматривалось».

Казалось бы, из анализа норм вышеприведенных законом все ясно. Вкупе с федеральными нормами следует еще изучать и законы субъекта РФ, а также муниципальные правовые акты для взыскания таких долгов за ЖКУ. Однако на деле придется учитывать много нюансов, а также сделать предварительно запросы для определения надлежащего ответчика и остальных обстоятельств, важных для дела. 

По материалам блога Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru, статья Ильмиры Носик.

Теги жилищно-коммунальные услуги судебная практика управление МКД ЖКУ
Появились вопросы? напишите нам!
Ваше имя: *
Телефон: *
Ваш вопрос / комментарий:
 
Адрес:
Россия, 650056, Кемеровская область, город Кемерово, Бульвар Строителей д.32/1
ЗА
ЧЕСТНЫЙ БИЗНЕС